«Левиафан» для среднего школьного возраста

Как глупость и ханжество едва не испортили прокат «14+» Андрея Зайцева
Николай Корнацкий
kinopoisk.ru

Как среди серых панельных домов зарождается первое чувство — вотчина поэта Эдуарда Асадова и не очень хороших, как правило, советских фильмов эпохи застоя. Словом, тема избитая, на грани с пошлостью, и говорить о таком сегодня как-то даже и неловко. Но молодой режиссер Андрей Зайцев не боится оказаться смешным или несовременным. Его второй полнометражный фильм «14+» — совершенно невинная, чистая история первой любви и возмужания — Ларри Кларком и Гай Германикой здесь и не пахнет, но и фальши тоже нет. Мальчик встретил девочку, пробил ее профиль в «ВКонтакте», посмотрел фотографии и понял: она!

Актеров — прекрасных Ульяну Васькович и Глеба Калюжного, режиссер нашел в той же соцсети. Первоначальное название картины — «Челентано», и музыка Челентано должна была звучать весь фильм, однако оказалось, что современные дети понятия не имеют, кто это такой. Поэтому в кадре играет Radiohead, Manu Chao и «Зелоноглазое такси» в исполнении Михаила Боярского — как оказалось, самая романтическая песня всех времен.

Детское кино, несмотря на все разговоры о его важности и нужности, пока не имеет никаких шансов на выживание в нашей стране — нет массовой потребности. Родители смирились, что ничего хорошего от нашего кино ждать не стоит, а доблестные кинематографисты разубеждать их не спешат: зачем стараться-то? Это же дети, им и так сойдет. Андрей Зайцев — приятное исключение, ибо снимает не ради государственных грантов или призов, а для себя и потому что интересно.

Он с поразительной серьезностью относится к чувствам и желаниям подростков — такое даже в намоленном советском детском кино встречалось не часто. У Динары Асановой это качество было, у Ролана Быкова, и у Зайцева оно тоже есть. Понимание, что в 14 лет буря в стакане из компота равна урагану «Катрина», а Вселенная может уменьшаться до размеров дискотечного зала.

Тут бы и порадоваться за создателей и зрителей, если бы не волна праведного гнева, захлестнувшая вдруг интернет. Педофилия! Растление малолетних за госсчет! Фильм нужно запретить, а режиссера — в тюрьму! Соцсети негодуют, здание Минкультуры, которое выделило деньги на фильм, окружают пикеты, один всемирно известный депутат не побоялся заклеймить это противное зрелище.

К счастью, масштабов «Левиафана» публичная дискуссия не достигла, но и степень аргументированности спора оказалась в разы ниже. Фильм Звягинцева вовремя слили в Сеть, и все противники и сторонники хотя бы успели его посмотреть. Что же до «14+», все выводы многочисленные активисты сделали из трейлера, где на двухминутный ролик (как и на весь фильм, собственно) мнимой откровенности всего два кадра.

Защитников детей, в общем, не смутили ни призы зрительских симпатий на фестивалях от Сочи до Сеула, ни спокойствие родителей несовершеннолетних актеров — кому какая разница? Пусть дети каждый день дышат смогом, ходят по плохим дорогам в школу, где учителям из-за бумажной волокиты скоро будет не до учеников, — «14+», конечно же, опаснее всех этих проблем вместе взятых. Дошло до того, что публично заступиться за фильм пришлось Никите Михалкову.

И как итог — скандальная известность у простого хорошего фильма о первой любви. Если и есть какой-то положительный эффект от всей этой шумихи — о «14+» узнало гораздо больше людей, чем можно бы рассчитывать. И правда, не поленитесь сходить в кино, чтобы во всем убедиться воочию. Бояться нечего — зрительский рейтинг 16+ защитит всех, кому смотреть про жизнь подростков пока не положено. Чтобы там ни говорили, это достаточно надежный инструмент защиты общественной нравственности. А вот как защитить талант от глупости и ханжества — здесь пока действенных инструментов еще не придумали.

Оценка «Известий»: