Россия внесла проект резолюции СБ ООН о координации действий по Сирии

Все члены заседания Совета Безопасности выразили мнение о необходимости объединения усилий по борьбе с ИГИЛ
Татьяна Байкова
Фото: REUTERS/Andrew Kelly

Проект резолюции СБ ООН о координации действий и сил, которые противостоят ИГИЛ и другим террористическим структурам, был 30 сентября изложен на заседании Совбеза ООН главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

По словам главы российского внешнеполитического ведомства, проект резолюции опирается на ранее принятые документы Совбеза с упором на выстраивание слаженных контртеррористических действий на основе норм и принципов международного права.

Все выступающие участники заседания уже поддержали российскую инициативу по созданию всеобъемлющей антиигиловской коалиции и признали необходимость координации усилий всех борющихся с ИГИЛ стран.

Также российская сторона выступила в очередной раз с предложением включения ИГИЛ в качестве отдельного фигуранта антитеррористической санкционного списка Совбеза ООН. При этом США как постоянный представитель СБ ОНН, по информации источников в дипломатических кругах, постоянно блокируют данную инициативу.

— Нужно срочно сформировать единую базу данных, содержащую сведения об этих боевиках, разработать дополнительные механизмы обмена информацией об их перемещениях и упрощенные процедуры их передачи, — заявил Лавров. — Важнейший прикладной задачей остается противодействие финансированию терроризма. В этой связи призываем к более строгому выполнению требований резолюции СБ 2199 о составлении санкционного списка физических и юридических лиц, ведущих торговлю с ИГИЛ.

По словам российского дипломата, исходя из понимания, что главной опасностью является террористическая агрессия, воплощенная в действиях ИГИЛ, необходимо выполнить практические шаги на трех ключевых направлениях.

Первой задачей российский министр поставил объединение и координация усилий тех, кто способен внести реальный вклад в борьбу с террористами: вооруженных сил Ирака и Сирии, курдских ополчений, вооруженных отрядов патриотической сирийской оппозиции, то есть всех, кто противостоит ИГИЛ «на земле», и «внешними игроками».

— Принципиально важно, чтобы такая координация опиралась на решения Совбеза в соответствии с Уставом ООН. Можно было бы задействовать потенциал такого уставного органа ООН, как Военно-штабной комитет, — заявил Лавров. — Во-вторых, необходимо активизировать продвижение межсирийского диалога на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.

Третьей задачей Москва ставит обеспечение инклюзивного и сбалансированного внешнего сопровождения политического процесса с участием РФ, США, Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Египта, ОАЭ, Иордании, Катара. В данном случае, по мнению Лаврова, полезную роль призваны сыграть Евросоюз, а также Китай.

При этом Лавров отметил, что уже представители Евросоюза признают, что с миграционным кризисом не удастся справиться без устранения первопричин.

— Без создания прочного заслона на пути стремления руководства ИГИЛ подчинить регион средневековому диктату. Останавливать надо не беженцев, а террористов и порождающие их войны и конфликты, — заявил Лавров.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем выступлении также выразил тревогу в связи с возникновением тяжелейшего кризиса беженцев в мире и призвал принять меры по его предотвращению силами членов ООН, имея в виду ситуацию на Ближнем Востоке и борьбу с ИГИЛ.

— Мы должны совместными усилиями остановить падение вниз, используя весь арсенал ООН, — заявил генсек ООН.

Он отметил, что всё международное сообщество несет ответственность за образование конфликта в Сирии, а значит, все члены ООН обязаны помочь сирийскому народу. Генсек ООН отметил, что представит членам заседания всеобъемлющий план действий по поводу путей дальнейшей совместной работы.

Глава МИД КНР Ван И, выступая после российского министра, выразил благодарность России за проведение подобного заседания и призвал провести открытую дискуссию по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. Во время своего выступления Ван И заявил, что миру необходим мирный Ближний Восток, именно поэтому необходимо рассмотреть возможность проведения «Женевы-3» по урегулированию конфликта в Сирии.

Во время своего выступления глава МИД Франции Лоран Фабиус сформулировал три ключевых условия Парижа для формирования всеобъемлющей коалиции по Сирии, предложенной президентом РФ Владимиром Путиным 28 сентября.

Первое условие — необходимость четкого понимания, с кем воюет коалиция. По мнению Франции, это террористы из ИГИЛ и других радикальных группировок.

— Это не гражданское население и силы умеренной оппозиции, которые из года в год отстаивают свои взгляды и с уважением относятся ко всем общинам, — пояснил он.

Вторым условием Париж назвал полное прекращение насилия по отношению к сирийским гражданам. Фабиус призвал СБ ООН «навсегда запретить применение бочковых бомб и хлора».

И третье условие — создание переходного правительства, как это записано в Женевском коммюнике от 2014 года. А постоянные члены СБ ООН и государства ближневосточного региона в рамках широких переговоров обязаны обеспечить безопасный переход к подобного рода правительству.

Фабиус также выразил мнение, что ранее Совбез ООН действовал на ближневосточном фронте как «беспомощная организация». А позиция Парижа — действовать как можно быстрее. Именно из-за отстаивания подобной позиции Париж в августе 2014 года принял решение о вступлении в коалицию под эгидой США в ответ на захват Массула в Ираке ИГИЛ.

— Только через год наших усилий в Ираке ИГИЛ начал отступать. Однако он по-прежнему опасен, — заявил Фабиус.

30 сентября Совфед разрешил Владимиру Путину использовать российские войска в Сирии. С просьбой о помощи к президенту обратился глава САР Башар Асад.