«С Обамой можно договариваться о тактике, а не о «большой игре»

Эксперты считают, что на встрече в Нью-Йорке лидеры России и США останутся при своих мнениях, но международное сообщество всё же негласно на стороне России
Анастасия Кашеварова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев

Одним из ярких событий Генассамблеи ООН станет встреча президентов России и США, которая состоится 28 сентября в Нью-Йорке. Как заявляли представители Кремля и Белого дома, речь на встрече пойдет о ситуациях в Сирии и на Украине. Вряд ли стоит ожидать, что одна из сторон сможет переубедить в чем-то другую, скорее всего, будут еще раз высказаны позиции по этим вопросам. Однако агрессивность и даже «лживость» Америки (заявление, что Кремль настойчиво просил встречи Путина с Обамой), а также неимение четкой внешнеполитической стратегии у президента США сыграют только на руку Владимиру Путину, который отличается решительностью и заранее обдуманными подходами к решению мировых проблем.

Как ранее заявлял «Известиям» постпред России при ООН Виталий Чуркин, на Генассамблее ждут, что одним из центральных событий мероприятия будет выступление российского президента Владимира Путина. Россия крайне важна для ООН — ведь именно в России принимались ключевые решения о создании Организации Объединенных Наций на встрече лидеров антигитлеровской коалиции в Ялте.

Центр политической конъюнктуры в преддверии встречи Владимира Путина с Бараком Обамой подготовил аналитическую записку, где предполагается, что Барак Обама и Владимир Путин в очередной раз подчеркнут различие своих подходов к меняющейся политической реальности и той роли, которую должны играть в ней Соединенные Штаты и Россия.

Эксперты центра ссылаются на слова Генри Киссинджера о том, что президент США, может, и неплохой идеолог, но посредственный стратег. Суть политики действующей администрации США на международной арене — это отступление от рубежей предыдущей республиканской эпохи.

«Обама последовательно отказался как от политики силовой демократизации (история с поддержкой восстания в Ливии была инициирована Францией, а не Америкой), так и от стратегии Большого Ближнего Востока Буша-младшего... Однако парадокс заключается в том, что Вашингтон так и не смог предложить ничего взамен. Никто из американских союзников так и не понял, в чем состоит внешнеполитическая доктрина Барака Обамы. Позитивные месседжи Каирской речи Обамы 2009 года были забыты после «арабской весны» и новой волны подъема исламского терроризма. «Перезагрузка» с Россией закончилась провалом, потому что США, не имея возможности рационализировать собственные интересы, не смогли понять российские. Несмотря на неодобрение военных, Обама вывел войска из Ирака и Афганистана. В результате на Ближнем Востоке непропорционально усилился главный враг США — Иран, появился новый опасный игрок в лице ИГИЛ, а после того как иракские власти оказались не в состоянии защищать себя, демократизированный и брошенный Ирак оказался на грани коллапса», — отмечает Центр политической конъюнктуры.

При этом, как говорят эксперты, подобные шаги отступления США расцениваются традиционными союзниками Америки как демонстрация неприемлемой слабости, причины которой так и остаются им непонятными.

А вот глава России, по оценке политологов, — и стратег, и идеолог. Он готов действовать быстро и решительно, не боится использовать силу, когда необходимо закрепиться на достигнутых рубежах или занять новые.

«Путин жестко формулирует принципиальные позиции, как это было, например, в программной Мюнхенской речи. В отличие от Обамы, он не говорит о том, что кто-то из игроков пересек недопустимую «красную черту» (так было в отношении Сирии), а потом оставляет свои слова без последствий и резко меняет курс. При этом президент России хорошо понимает, что с Обамой сейчас можно договариваться лишь о координации тактики, а не о какой-либо «большой игре», — говорится в аналитической записке Центра.

Также Россия всегда стояла на позиции, что, несмотря на критику в адрес ООН из-за множества противоречий в ее деятельности, эта организация как раз и создавалась с целью учета всех точек зрения. А попытки расшатать легитимность и авторитет ООН — это провокация со стороны тех, кто хочет двигаться только по одной модели. И российское внешнеполитическое ведомство неоднократно заявляло, что мир не должен развиваться по одному кем-то придуманному сценарию, не стоит одной стране или группе стран считать себя исключительными.

Относительно сирийского вопроса позиция Москвы пока остается такой, что в Сирии легитимный президент Башар Асад борется с терроризмом у себя в стране и ему надо помогать, а не диктовать какие-либо условия.

Открытие Соборной мечети в Москве стало показательным, так как на него приехали многие первые лица исламского мира, что еще раз подчеркивает близкие отношения России и мусульманских лидеров. Вероятно, что на Генассамблее ООН Россией также будет поднят вопрос об ИГИЛ, так как Москва имеет полное моральное право быть одной из сторон, которая сможет выработать и предложить действенные меры по борьбе с религиозным терроризмом, а также по решению проблем беженцев. МИД России также заявлял, что необходимо поднять в международных организациях вопрос о защите исторических ценностей на Ближнем Востоке.

О том, что Россия будет настаивать на разумном распределении сил в мире и учете мнений всех стран, говорит и жестко высказанное 24 сентября МИД РФ требование к Вашингтону — неукоснительно выполнять рекомендаций ООН по ситуации с соблюдением прав человека в США.

Российские дипломаты подчеркнули, что США обязаны закрыть тюрьму в Гуантанамо, отменить масштабные программы слежки американских спецслужб за своими и иностранными гражданами, прекратить внесудебные казни и убийства, принять немедленные меры по недопущению расовой дискриминации и насилия, искоренить полицейский произвол, навести порядок в пенитенциарной системе, пресечь торговлю детьми под видом усыновления, исправить ситуацию с соблюдением прав мигрантов, остановить похищения людей по всему миру, ввести мораторий на смертную казнь и прекратить нарушения международного гуманитарного права.

Но, как отмечают в МИДе, к сожалению, «мы наблюдаем обратный процесс», когда к уже имеющимся системным нарушениям прав человека в США добавляются «новые позорные факты». В качестве примера МИД привел решение властей США приравнять журналистов к непривилегированным участникам конфликтов.

«Не питаем иллюзий насчет готовности Вашингтона к сотрудничеству с механизмами международного контроля в области прав человека. Уровень такого сотрудничества близок к нулевой отметке», — отметили в российском внешнеполитическом ведомстве, добавив, что США нужно отказаться от менторских подходов по отношению к другим, соотнести с реальностью ложные представления о собственной исключительности и непогрешимости в правозащитных делах.