«В 2015 году продажи российского кино за рубеж составили 330 млн руб.»

Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев — о работе организации, успехах на кинорынках и влиянии кризиса на индустрию
Николай Корнацкий
Фонд кино

С 27 сентября по 1 октября в Петербурге пройдет 27-й «КиноЭкспо» — один из главных профессиональных форумов страны. Накануне открытия исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев рассказал корреспонденту «Известий» о продаже российского кино за рубеж, влиянии кризиса на кинотеатры и кинопроизводство, а также о том, как в современных условиях бороться за повышение доли сборов российского кино.

— На последних питчингах помимо исторических, спортивных драм, комедий, семейного кино Фонд поддержал проекты в сравнительно новых жанрах —фантастика, фэнтези, тот же хоррор. Есть предположения, как еще расширится жанровая палитра в следующем году?

— У нас не так много мелодрам, которые, мне кажется, люди готовы смотреть на большом экране. Все остальные жанры более или менее представлены. В силу объективных причин в России всегда было мало фильмов-аттракционов, которые дороже и конкуренция здесь выше. Но надо пробовать. Еще 10 лет назад наша индустрия не смогла бы сделать ничего и близко похожего на «Властелина колец» или «Звездные войны», прежде всего из-за высокой стоимости технологий. Теперь в России можно насчитать несколько очень профессиональных студий компьютерной графики, которые способны работать на западном уровне. Мы только что смотрели фильм «Он — дракон» продюсера Тимура Бекмамбетова, и могу сказать, что по качеству исполнения дракон там даже лучше Смауга из «Хоббита» Питера Джексона.

Тот же Бекмамбетов сделал в Штатах хоррор «Убрать из друзей», где всё действие разворачивается на экране компьютера, — и его сборы превысили бюджет в 60 раз. Фонд кино поддержал другой его проект «Волшебник ОС» по той же технологии, но уже в жанре семейной комедии. Это очень интересный эксперимент, который открывает новые возможности для индустрии.

Среди проектов средней весовой категории у нас традиционно преобладали комедии. В последний год средние сборы комедии стремительно упали. И кроме комедий, единственный сопоставимый по бюджету жанр — фильм ужасов. У хоррора есть своя ниша, своя аудитория, и шансы на кассу есть, особенно если делать вещи, завязанные на нашей ментальности. Наш юмор сложно скопировать, поэтому отечественная комедия успешно конкурирует с Голливудом. То же самое с ужасами — есть страхи универсальные, а есть национальные. В основе «Пиковой дамы», которая сейчас успешно идет в кинотеатрах, — российская по происхождению городская легенда.

— Только что закончился кинорынок в Торонто. Как идут продажи российского кино за рубеж?

— Количество и качество коммерческих проектов у нас растет, соответственно, растет и интерес. На кинорынках пользуются спросом и «Мафия», и «Викинг», и «Экипаж», и «Коловрат». С учетом продаж в Торонто в 2015 году мы заработали 330 млн рублей. Для сравнения, за весь прошлый год было 420 млн. А впереди еще кинорынки: MIPCOM в Канне (в том числе рынок детского контента MIPJunior, где стабильно хорошо продается российская анимация) и AFM в Лос-Анджелесе. Надо сказать, что в эту цифру не включены $10 млн, за которые куплен «Хардкор» продюсера Тимура Бекмамбетова в Торонто — проекты, реализованные через зарубежных агентов, мы не учитываем, как раньше не включали продажи «Сталинграда» и «Левиафана».

Реализация прав на наши фильмы за рубеж и, соответственно привлечение «внешних» денег в российское кинопроизводство, безусловно, является стратегической задачей Фонда кино и отрасли в целом.

— Почему в этом году в Торонто было минимальное присутствие российских сейлс-агентов? Это связано с кризисом?

— На стенде Russian Cinema было представлено свыше 40 российских фильмов от 15 кинокомпаний. Кинорынок в Торонто — место непростое. Далеко лететь, сложно получить визу, а с учетом роста курса валюты многие не смогли послать своих сейлc-агентов. Компании, которые не смогли присутствовать, оказали доверие работникам нашего стенда представлять свои картины. Я сам был в Торонто и могу подтвердить, что работа на кинорынке кипела.

— Почти все высокобюджетные российские проекты, фильмы-события с перспективой больших кассовых сборов («Викинг», «Экипаж», «Мафия» и так далее) должны выйти в прокат в 2016–2017 годах. Уже есть понимание, что придет им на смену? Многие эксперты сейчас констатируют падение кинопроизводства.

— На сегодняшний день это падение я подтвердить не могу. Возможно, это связано с тем, что кинопроизводство — процесс инерционный. Запущенные проекты в любом случае будут закончены. В 2015 году доля частных инвестиций в бюджетах поддержанных нами картин составила более 50%, что примерно соответствует уровню 2013–2014 годов.

Хотя, конечно, большого оптимизма нет — в связи с общей ситуацией в экономике инвесторов стало меньше и сторонняя деятельность вроде производства сериалов осложнилась, так как телеканалы сильно задерживают платежи. Налицо потеря украинского рынка. Если в целом для индустрии это не катастрофа, то для ряда компаний, работавших на две страны, — ощутимый удар.

Крупные проекты запускать будет тяжелее, и их число, естественно, будет сокращаться, но они не исчезнут совсем. Просто будет более длинный и более взвешенный девелопмент. Вряд ли общая сумма господдержки в следующем году будет рекордно высокой, однако, думаю, даже в непростые времена лишать людей зрелищ — я имею в виду качественное национальное зрительское кино — не стоит.

— 17 сентября прошло заседание попечительского совета. Что нового будет в деятельности фонда?

— Новости у нас две. Попечительский совет поддержал нашу инициативу, и в начале октября мы объявим конкурс на девелопмент (стадия кинопроекта, когда готовы первые варианты сценария и идет поиск инвесторов. — «Известия»). О необходимости этого говорили давно, но в силу ряда обстоятельств, формальных и неформальных, сделать это удалось только сейчас. Мы поддержим 10 проектов по 5 млн рублей на возвратных условиях, и, надеемся, благодаря этому кинематографисты успеют закончить всю подготовительную работу — найти и договориться с режиссером, провести предварительный кастинг и так далее — до объявления питчингов Фонда кино и министерства. Кроме того, поддержка фонда на этом этапе посодействует в поиске инвесторов в качестве подтверждения высокого уровня проектов.

— В прошлом году вы ведь уже распределяли средства на девелопмент?

— Мы в рамках общего конкурса поддержали девелопмент нескольких проектов, которые показались экспертам интересными, но еще достаточно сырыми, чтобы можно было выделить им значительную субсидию. И чтобы в этот раз коллеги не ждали год, фонд решил распределить сумму на девелопмент заранее. Этих 4–5 месяцев до февраля, когда мы, скорее всего, объявим конкурс, должно быть достаточно для подготовки проекта к защите.

Вторая новость — у нас скопился фонд в 10 с небольшим миллионов рублей из штрафных платежей. Когда коллеги нарушают сроки по выходу картины в прокат, началу съемок и по иным обязательствам, у нас договором предусмотрены штрафы. Не очень большие, но ощутимые, призванные простимулировать компании к более ритмичной работе. Попечительским советом решено направить эти средства на модернизацию системы ЕАИС («единый кинобилет»), оператором которой мы стали с прошлого года.

На функционирование и содержание ЕАИС предусмотрен свой бюджет, но из-за того что к системе уже подключено 100% коммерческих кинотеатров, объем информации растет в геометрической прогрессии, к нам поступает множество обращений с уточнениями, вопросами. Мы рады, что отрасль и простые зрители стали активно пользоваться ЕАИС, поэтому будем расширяться, поработаем над интерфейсом, который существует не первый год и который нельзя назвать идеальным.

— В каком-то смысле Фонд кино берет на себя функции аналитического центра?

— Да, благодаря ЕАИС в фонде собирается уникальная информация, которой ни у кого больше нет, и по договоренности с Министерством культуры мы частично ее открываем для всех интересующихся. Например, ЕАИС помогает рассчитать среднюю цену на билет в различных категориях кинотеатров — однозальниках, пятизальниках и т.д. Или определить эффективность росписи в каждой из киносетей. Вроде бы это частности, но эта информация дает понять, насколько грамотно работает тот или иной участник цепочки кинопроката. Иными словами, мы даем новый инструментарий для кинематографистов, особенно важный сегодня, так как денег становится меньше и все решения следует принимать более взвешенно.

— На Сочинском кинорынке ряд кинотеатров выступил с критикой механизма ЕАИС. Эту ситуацию удалось уладить?

— В Сочи была рабочая встреча для представителей кинотеатров-«штрафников». Работа по совершенствованию механизма будет продолжаться, такие встречи в рамках кинорынков мы будем проводить регулярно и в спокойной обстановке продолжать общение. К большинству киносетей у нас нет претензий — они аккуратно исполняют свои обязательства и вовремя передают всю информацию в систему. Кинотеатры — значимая часть отрасли, а мы хотим выстроить диалог со всеми участниками индустрии.

Кроме того, сегодня они переживают не лучшие времена. Зритель начал считать деньги, стал реже ходить в кинотеатр. Если мы хотим повысить посещаемость российского кино, прежде всего необходимо расширять киносеть. Это должно стать нашим магистральным направлением. Почему в Китае стремительно растут сборы? Государство мощно вложилось в кинотеатры, и как итог — через пару лет общий китайский бокс-офис перегонит американский. И нам тоже нужно думать в этом направлении.

В этом году ни один фильм пока не достиг 2 млрд рублей сборов. Это значит, что в текущей ситуации собрать столько стало сложно и объем рынка нужно увеличивать. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию, мы с Министерством культуры разрабатываем программу поддержки кинотеатров, которая должна стартовать уже в 2016 году. Контуры ее сейчас обсуждаются.

— Сегодня в России около 4 тыс. экранов. Насколько это число необходимо и в то же время реально увеличить?

— Из этих 4 тыс. (если быть точным — 3,9 тыс.) далеко не все доступны для премьерного проката. В ЕАИС зарегистрировано 2058 демонстраторов, из них только 1,2 тыс. реально коммерческие. Остальные — устаревшие кинотеатры, вплоть до сельских клубов.

На сегодня минимальная задача — чтобы это количество не сократилось. По нашей информации, ситуация сейчас балансирует на грани. Значительная часть кинотеатрального хозяйства завязана на курсе валют — многое просто не производится у нас или производится, но из импортных комплектующих, — это кинопроекция, звук, оборудование для баров. То же самое в кинопроизводстве. Все расчеты сейчас переведены на рубли, но остается техника — даже если она куплена, много средств отнимает ее обслуживание.

— Как считаете, по итогам года удастся сохранить долю российского кино на уровне 18%?

— На сегодня мы фиксируем долю проданных билетов 18,8% — это 26,8 млн зрителей. По сборам показатели чуть поменьше — 17,5%, или 6,2 млрд рублей. Впереди целый ряд интересных отечественных релизов, но не надо забывать и про голливудские премьеры уровня «Звездных войн». Так что будем смотреть, как сработают «Воин», «Савва. Сердце воина», «Без границ», «Родина», «Крепость» и другие фильмы.

Важно, что, несмотря на сложности, наш рынок всё равно преподносит приятные сюрпризы. В сентябре вышел первый российский хоррор «Пиковая дама» и прекрасно себя чувствует в прокате — касса уже перевалила за 120 млн рублей. Это значит, что зритель готов смотреть разное российское кино. Лакмусовая бумажка здесь —мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», проект явно некоммерческий, скорее социально важный, однако подобравшийся к рубежу в 100 млн сборов. Значит, есть достаточно широкий круг зрителей, которые готовы пойти с детьми в кино не только на «Миньонов» и «Головоломку».