«В военном училище меня научили главному: организовывать процессы»

Директор РОСИЗО Сергей Перов — о будущем государственного музейно-выставочного центра
Евгения Коробкова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

22 сентября сотрудникам РОСИЗО представили нового начальника. На смену ушедшей на повышение Зельфире Трегуловой пришел Сергей Перов. С новым руководителем РОСИЗО поговорила корреспондент «Известий» Евгения Коробкова.

— Сергей Евгеньевич, к вам известный вопрос: ху из мистер Перов?

— Ну что же, я вас понимаю. Признаюсь сразу, я — технократ и никогда не думал, что буду заниматься сферой культуры. Моя школа — это военное училище. Работал я в коммерческих организациях, но с переходом на государственные должности оказался связан с культурой. В администрации президента я курировал культурную политику и руководил департаментом культуры при правительстве РФ.

— Почему именно вы?

— В военном училище меня научили самому главному: организовывать процессы и людей под эти процессы. Когда мы с министром разговаривали о возможности занятия должности руководителя РОСИЗО, министр сказал, что в этой структуре достаточно людей, тонко разбирающихся в искусстве и культуре. Теперь нужно организовывать этих культурных людей в процесс.

— О каком процессе идет речь?

— Вы наверняка знаете, что в России создается музейный фонд. Во всех музеях страны проходили проверки, инвентаризации, результаты проверок поступили в Минкультуры и с этими материалами нужно работать. За последние годы огромное количество предметов было приобретено, но не все предметы до сих пор внесены в госкаталог… Как раз такая работа и требует чиновничьего подхода. И мой опыт в администрации президента, в правительстве РФ здесь к месту.

— Что изменится в РОСИЗО с вашим появлением?

— Когда меня назначали на эту должность, я не очень понимал, чем занимается эта организация. Но, ознакомившись с фондами, испытал потрясение: в РОСИЗО — более 40 тыс. единиц хранения! Но при этом широкая аудитория ничего о нас не знает…

Я бы хотел, чтобы нас знали, как Третьяковку, Эрмитаж, Пушкинский музей… Так что — самое главное — мы покажем абсолютно все.

— Но у вас нет своей площадки.

— Сейчас появилась. Это безумной красоты павильон «Советская культура» на ВДНХ. Он расположен в исторической части, вы его прекрасно знаете. Думаю, нет ни одного человека, который не сфотографировал бы красивейший стилобат этого павильона. Сейчас внутрь никого не впускают, павильон закрыт на ремонт. Но уже в течение ближайшего месяца мы проведем там выставку, которую готовим совместно с Российским военно-историческим обществом.

— Сергей Евгеньевич, а случайность или закономерность, что вы — однофамилец известного художника. Вас что-то роднит с Перовым?

— Ну, начнем с того, что у меня настоящая фамилия, а не псевдоним, как у Перова… Но, вообще, нас роднит идея передвижничества. Эта идея очень привлекательна для меня.

— Будете возрождать передвижничество?

— Нужно, чтобы максимальное количество людей увидело, чем мы богаты. Сейчас есть объективные препятствия, почему в города невозможно вывезти выставки: нет помещений, либо помещения не приспособлены. Поэтому будем использовать виртуальные и технические новинки.

— Это как же?

— В этом году на форум «Интермузей» из музея «Прадо» привозили шедевры, которые можно не только посмотреть, но и потрогать. Это единственная возможность для людей с проблемами зрения приобщиться к шедеврам живописи. Создание тактильных копий — очень затратный процесс, но наши ребята из «Сколкова» смогли значительно дешевле воссоздать эту технологию на отечественных принтерах.

— То есть мы потрогаем «Тройку» Перова?

— Во всяком случае, я постараюсь, чтобы это случилось. Только по поводу «Тройки» у меня есть сомнения. Скорее, это будет что-то другое. Когда я знакомился с коллективом, мне рассказали удивительный случай, как один посетитель, побывав на выставке советского искусства, пришел в совершенное восхищение и сказал, что впервые за всю свою жизнь захотел пойти работать на завод.

— Другими словами, РОСИЗО будет пропагандировать советскую живопись?

— Вы знаете, что раньше РОСИЗО называлось «РОСИЗОпропаганда»? Мы не будем так называться, но нельзя отрицать, что всё, что связано с культурой, так или иначе влияет на повседневную жизнь. И если молодому человеку после посещения выставки захотелось пойти на завод — пусть это называется как угодно, даже пропагандой.

— В ближайшее время РОСИЗО предстоит провести выставку в Ватикане. Неужели вы будете показывать папе римскому картины про то, как хорошо работать на заводе?

— Это секрет. То, о чем будет выставка, вы узнаете в ближайшее время, но не сейчас.

— А когда мы узнаем, планируете ли вы кадровые перестановки, увольнения?

— Мы взяли курс на расширение. Поэтому об увольнениях речи нет. Наоборот, будем прирастать новыми направлениями, поэтому у нас откроются новые вакансии.

— Во время представления коллективу вы сказали о том, что будете привлекать в РОСИЗО студентов.

— Хотелось бы пополнять свои фонды работами студентов. Как известно, студенты при защите дипломов пишут работы, но потом судьба этих произведений остается неизвестной. Мы бы хотели приобретать лучшие работы. Если не делать этого, никто не узнает, как жили люди, например, в 2015 году.

— Есть ли у вас личные предпочтения в искусстве?

— Я коллекционирую лаковую миниатюру. Не скажу, что у меня громадная коллекция, но я этим очень увлечен. Причем всё началось совсем случайно. Однажды встретил на художественном салоне в ЦДХ интересного старичка — собирателя лаковых миниатюр. Этот старичок так рассказал мне о своей коллекции, что я заболел… С тех самых пор я всегда говорю, что все зависит от человека, который тебя погружает в свой интерес. Кстати, вот это погружение должно стать одним из основных направлений работы РОСИЗО. Мы хотим расширить образовательную программу. Было бы здорово, если бы наши хранители передавали накопленные знания студентам. А уже те, в свою очередь, погружали наших посетителей.