Минфин освободил заграничных фрилансеров от подоходного налога

По мнению финансового ведомства, компании не должны платить НДФЛ с выплат дистанционным зарубежным работникам
Александра Баязитова
Фото: Сергей Мамонтов

Если удаленный сотрудник компании работает и проживает за границей, с его доходов работодатель не должен выплачивать НДФЛ в российский бюджет. Такое письмо за подписью замдиректора департамента таможенной и налогово-тарифной политики Минфина России Ольги Цибизовой финансовое ведомство направило в налоговые органы.

По мнению Цибизовой, работодатели в данной ситуации не признаются налоговыми агентами и на них не могут быть возложены обязанности по исчислению, удержанию и уплате сумм НДФЛ с заработной платы таких удаленных работников. При этом граждане не должны являться налоговыми резидентами РФ (то есть должны проживать на территории России менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев).

«Поскольку в данном случае физические лица выполняют работы на территории иностранного государства, получаемое ими вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации, — указывает Цибизова. — Таким образом, в отношении доходов сотрудников организации в виде заработной платы, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов».

В пресс-службе Минфина подтвердили свою позицию по НФДЛ, отметив, впрочем, что в этом случае человеку придется «уплатить национальный подоходный налог, ставка которого, скорее всего, будет выше российского».

— Налоговый кодекс не предусматривает налогообложения в РФ доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, от источников за пределами РФ, — отметил официальный представитель ведомства. — У нерезидентов облагаются только доходы от источников в Российской Федерации. Соответственно, налоговые обязательства у такого работника в отношении деятельности, осуществляемой в иностранном государстве по трудовому договору о дистанционной работе, в Российской Федерации не возникают. И работодателю просто нечего удерживать и перечислять в бюджет из доходов такого работника. При этом работодателю абсолютно всё равно, какого работника — нерезидента (то есть без удержания налога) или резидента (с удержанием налога) — привлекать, поскольку удерживаемый налог никак не увеличивает издержки работодателя.

При этом в Минфине отметили, что если фрилансер переедет Россию на срок, позволяющий признать его налоговым резидентом, то он будет обязан самостоятельно подать декларацию и уплатить налог в Российской Федерации с суммы заработной платы, полученной в текущем году.

Эксперты подтверждают правоту финансового ведомства.

— Ранее могло возникать недопонимание с определением источника выплаты дохода, если заработная плата выплачивается компанией, зарегистрированной и осуществляющей деятельность на территории РФ, — говорит глава юридического департамента консалтинговой компании Heads Диана Маклозян. — Работодатель избавляется от необходимости заполнения справок 2-НДФЛ.

При этом к таким фрилансерам нельзя относить госслужащих, напоминает адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев.

— Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации, — говорит он. — Но в целом получается, что нанимать фрилансеров компаниям выгоднее, чем россиян, поскольку они значительно упрощают ведение налоговой и бухгалтерской отчетности.