Водителей дронов признают в России официальной профессией

По аналогии с таксистами управлять беспилотниками разрешат после получения специальных водительских прав
Алена Сивкова
Фото: REUTERS/Charles Platiau

В ближайшее время в России планируется популяризировать так называемую профессию из будущего — водитель дронов (водитель беспилотного летательного аппарата). Директор направления «Молодые профессионалы» правительственного Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков рассказал «Известиям», что представители АСИ предлагают внести изменения в законодательство для того, чтобы официально закрепить профессию оператор беспилотного летательного аппарата. Кроме того, данная специальность войдет в перечень 50 перспективных профессий (список еще не утвержден), который Министерство образования и науки утверждает совместно с представителями других профильных ведомств по поручению президента.

В АСИ убеждены, что подобная специальность экономически выгодна, ведь перевозка чего-либо важного с помощью дронов поможет сэкономить ресурсы. Например, если необходимо доставить лекарства оперативно в труднодоступной местности.

По словам Дмитрия Пескова, для того чтобы стать профессиональным водителем дрона, придется пройти обучение по аналогии с автошколами, сдать экзамен с инструктором и получить сертификат. Планируется, что уже к 2016 году на базе технополиса «Москва» появится первая школа для подобных «воздушных таксистов».

— Мы думаем, что в ближайшие 20 лет логистика перемещения на Земле будет постепенно подниматься в воздух. Многие страны сейчас начинают использовать — казалось бы, «игрушки» — беспилотники для серьезных задач. Например, доставка почты или лекарств. Крупнейший в мире магазин доставки домашних товаров «Амазон» объявил о том, что с 2020 года всё будет перевозить на дронах. Все переходят постепенно, все экспериментируют. Экспериментируют, потому что, поднимая всё в воздух, у вас должна появиться улица. У вас должны появиться условные светофоры в воздухе. Должны появиться ГАИ, и система штрафов, и правила аэродорожного движения, которые тоже существуют, — рассказал Дмитрий Песков, приводя в пример работу почтовой службы Швейцарии, которая уже начала тестировать доставку посылок по воздуху при помощи дронов. Такие беспилотные летательные аппараты способны перевозить небольшие посылки. Груз весом до килограмма они способны переместить по воздуху на расстояние до 10 км на одной подзарядке.

— Если вам нужно через речку пролететь или пролив, то дроном будет существенно дешевле, чем вы будете гонять какое-то судно на бензине туда и обратно. В России в городе Сыктывкар впервые заменили курьерскую доставку на дрон и доставили пиццу беспилотником. На выполнение заказа пилоту потребовалась 30 минут, — говорит Песков.

В АСИ убеждены, что такая реальная профессия, когда человек, сидя дома, через интернет сможет направлять ставшую вполне доступной для многих «игрушку» по точному маршруту, может быть полезна для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Тем более что в АСИ рассчитывают, что в ближайшие 5 лет в России появятся тысячи таких «воздушных таксистов».

Отметим, что, согласно Воздушному кодексу, полеты над Москвой не разрешены. Требование распространяется на все летающие на малой высоте аппараты. Эксперты говорят, что фактически дроны в настоящее время находятся вне правового поля. Также нет технической базы, с помощью которой можно было бы отслеживать полеты на малой высоте.

Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму поправки в Воздушный кодекс. Они должны изменить законодательство о беспилотных летательных аппаратах. Если беспилотник весит до 115 кг, то его нельзя будет считать воздушным судном. Для такого дрона не нужно будет получать сертификаты летной годности.

Решение о полетах дронов над мегаполисом власти регионов могут принять дополнительными законодательными актами, но сперва необходимо, чтобы были приняты общие поправки в Воздушный кодекс.

В Государственной думе подобное предложение поддержали, но отметили, что к вопросу необходимо подойти «комплексно».

— Водители дронов становятся востребованными в различных отраслях. Это и съемки, которые производят различные телеканалы. Дроны также используют в различных видах деятельности. Пока непонятно, какое количество этих дронов появится на территории нашей страны. Нет правил — над чем летать можно, а над чем нельзя. Какие грузы можно перевозить, какие нельзя. Мы понимаем, что когда воздушное пространство будет заполнено, то должны будут задействованы некие элементы Воздушного кодекса, чтобы не получилось так, чтобы эти приборы сталкивались друг с другом и падали на головы людям, — говорит зампред комитета ГД по транспорту Александр Старовойтов.

Генеральный директор CopterExpress Олег Понфиленок, который организовал первую коммерческую доставку пиццы дронами, рассказал, что, по сути, не видит необходимости в популяризации данной профессии, поскольку дрон — это робот, а робот должен быть автономен.

— Я считаю, что оператор дрона — это такая вещь, бессмысленная в будущем, потому что дрон — это робот, а робот должен выполнять задачи автономно. В перспективе что будет, пока непонятно, но будущее за автономными системами, потому что это дешевле. Разве что понадобится какой-то оператор, который будет следить за полетами тысяч таких дронов, — сказал он.