Минстрой создаст телефон доверия для противодействия коррупции в ЖКХ

Планируется, что граждане смогут направлять жалобы прямо в министерство
Константин Дорофеев
Фото: Константин Постников

Министерство ЖКХ создает телефон доверия для борьбы с коррупцией в собственных рядах. Предполагается, что граждане должны сформулировать свои жалобы в течение 5 минут. Анонимные жалобы рассматриваться не будут. Инициативу министерства положительно встретили в Комитете по безопасности и противодействию коррупции Госдумы, однако эксперты сильно сомневаются в перспективности работы такого инструмента «контроля за чиновниками».

В пояснительной записке проекта Минстроя указывается, что инициатива «должна формировать нетерпимость в обществе к коррупционному поведению». В проекте также указано, что работа телефона доверия будет строго регламентирована.

Прием и запись обращений по телефону доверия будет осуществляться ежедневно, кроме выходных и нерабочих праздничных дней, по следующему графику: с понедельника по четверг — с 9.00 до 18.00 мск; в пятницу — с 9.00 до 16.45 мск, говорится в проекте инициативы.

Анонимные обращения, так же как и обращения без почтового адреса, рассматриваться не будут, но будут регистрироваться в журнале, говориться в тексте проекта. При этом в тексте говориться о сохранении конфиденциальности, однако не совсем понятно, в отношении кого эта конфиденциальность будет выполняться. Однако гражданина предупреждают о возможности уголовного преследования в случае «заведомо ложного доноса» по ст. 306 УК РФ.

В самом министерстве отметили, что «горячая линия» по борьбе с коррупцией уже создана в Минстрое и по ней ведется работа. В пресс-службе пояснили, что, возможно, в правительстве решили разработать единую систему телефонов доверия, по которым граждане смогут жаловаться на «коррумпированных чиновников и сотрудников министерства». Таким образом, отметили в пресс-службе, министерство заранее подготовило систему жалоб.

На вопрос «Известий», не отпугнет ли граждан отсутствие возможности пожаловаться анонимно, в пресс-службе подчеркнули, что этот пункт, возможно, будет пересмотрен.

— Всё зависит от общественного мнения, которое будет учитываться при обсуждении проекта телефона, — сообщили в министерстве.

Инициативу ведомства положительно встретили в Комитете по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ. Член комитета, депутат Анатолий Выборный отметил, что телефон доверия будет выступать как «сдерживающий фактор для коррупционера».

— Идея будет иметь положительный и продуктивный эффект. Коррупционер боится двух вещей — публичности и ответственности. Именно поэтому наличие телефона доверия будет иметь профилактический эффект, — отметил депутат, добавив, что «у граждан не до конца сформирован инстинкт собственника, который самостоятельно решает проблемы жилищного характера».

Однако инициатива практически не нашла положительного отклика у экспертов.

Член Экспертного совета при правительстве РФ Сергей Стрельников не нашел оснований ожидать, что «телефон доверия» будет эффективен.

— Стоит ожидать, что по ходу работы в министерство поступит огромное количество обращений, которые потребуют привлечения дополнительных ресурсов, — отметил Стрельников.

Эксперт также отметил, что для обработки «коррупционных жалоб» существует множество других структур в следственных органах и МВД. «Необходимо не собирать жалобы, а делать что-то конкретное», подчеркнул Сергей Стрельников.

Бесперспективность «телефона доверия» отметил и другой эксперт, председатель Всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков.

— Телефон доверия — это защита от мелких коррупционных нарушений. Важно отметить, что если министерству будет выгодно реагировать на жалобы граждан, то оно будет работать, если же нет, то телефон доверия не станет серьезным оружием в руках граждан, — отметил эксперт.

Илья Хандриков также считает, что «пока существует вертикаль администрирования взятия взяток, то есть пока верхние чины разрешают младшим брать взятки», ситуация кардинально не изменится», при этом он добавил, что нужны «реальные инструменты борьбы с коррупцией».

Эксперт предположил, что инициатива создания «телефона доверия» может быть приурочена к празднованию Дня строителя и именно поэтому «лишняя шумиха» направлена на создание положительного образа министерства.