Фирмы — владельцы столкнувшихся автобусов погрязли в нарушениях

Во время первой же проверки выяснилось, что компании — владельцы автобусов, столкнувшихся в Хабаровском крае, регулярно наказывали за нарушение правил перевозки и условий труда водителей
Павел Кочегаров
Фото: ГУ МЧС по Хабаровскому краю/ТАСС

Следственный комитет и Ространснадзор начали внеплановую проверку собственников автобусов — участников ДТП в Хабаровском крае, жертвами которого стали 16 человек. Обе транспортные компании принадлежат одному хабаровскому бизнесмену и, как уже выяснилось, регулярно привлекались к ответственности за перевозку людей без лицензий, за неработающие тахографы, игнорирование правил безопасности и несоблюдение режима труда своих водителей. Например, рабочий день водителя автобуса на предприятии мог длиться 14 часов.

В рамках уголовных дел, возбужденных по ч. 3 ст. 238 УК («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей») и 264 УК («Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть двух и более лиц»), следователи СКР по Хабаровскому краю сейчас выясняют всю картину трагедии. Вместе с инспекторами Ространснадзора следователи уже навестили обе транспортные компании, которые владели автобусами.

— Владельцами столкнувшихся автобусов были ООО «Транстур» и ООО «Пять звезд», —сообщили «Известиям» в управлении МЧС по Хабаровскому краю.

На официальном сайте «Транстура» указано, что их автобус обслуживает 304-й и 306-й маршруты. Автобусом 301-го маршрута владел перевозчик «Пять звезд». Согласно базе данных СПАРК, у обоих компаний как минимум до 2011 года был один владелец — бизнесмен Юрий Васильев.

Обе компании хорошо известны местным контролирующим органам и арбитражным судам. ООО «Транстур» только за последние 3 года уже четыре раза было признано виновным в нарушении правил перевозки пассажиров и привлекалось к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях («Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией»).

Одно из первых дел по этой статье было заведено на «Транстур» еще в 2012 году, когда за нарушение условий труда водителей компанию обязали выплатить в казну 30 тыс. рублей штрафа. Тогда выяснилось, что за январь-февраль 2012 года при балансе рабочего времени 159 часов у ряда водителей зафиксирована переработка до 180 часов. Согласно представленным данным, в феврале 2012 года на предприятии работало 39 водителей. Из них существенная переработка зафиксирована у 11 человек. При этом, как выяснили проверяющие, контроль технического состояния автобусов после междугородних рейсов не проводился, то есть никто не проверял, не разболтались и не повреждены ли ключевые узлы. А главным по безопасности движения на предприятии тогда работал человек, не имеющий профильного автомобильного образования.

Следующее административное наказание последовало в марте того же года: на этот раз «Транстур» заплатил 30 тыс. штрафа за выключенный тахограф на своем автобусе Huyndai.

А в июле 2014 года проверяющие автобусы сотрудники Ространснадзора нашли грубое нарушение безопасности в автобусе KIA Grandbird, принадлежащем «Транстуру»: там в месте расположения запасной двери были установлены сидения для пассажиров. То есть в аварийной ситуации у пассажиров доступа к запасной двери не было. Предприятие отделалось легким испугом: суд вынес ООО «Транстур» предупреждения. Однако, судя по всему, никаких выводов из этого перевозчик не сделал. В сентябре того же года при проверке «Транстура» в автобусе Huyndai ревизоры обнаружили аналогичное нарушение: запасная дверь была заблокирована сидениями, более того, проверяющим даже не удалось ее открыть с помощью стандартного механизма. В этот раз компания все же заплатила штраф в 30 тыс. рублей.

«Вина компании заключается в том, что, получив лицензию на перевозку пассажиров и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, ООО «Транстур» не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований законодательства в данной области» — такая формулировка Арбитражного суда Хабаровского края встречается почти во всех изученных «Известиями» материалах в отношении «Транстур».

Компания — владелец автобуса, следовавшего по маршруту № 306, — ООО «Пять звезд» — к ответственности по ст. 14.1 КоАП за последние 3 года привлекалась к административной ответственности как минимум дважды. В отличие «Транстура» дело на «Пять звезд» было заведено по более тяжелой части 4-й статьи, которая предусматривает наказание до 50 тыс. рублей и приостановку деятельности до 90 суток.

— Проверкой установлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Пять звезд» допустило грубое нарушение лицензионных условий, предусмотренных лицензией, а именно не соблюдало режим труда и отдыха водителей и не организовало работу водителей в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, а водители не были обеспечены необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки (о метеоусловиях, наличии столовых и местах стоянки, а также о постах ДПС по пути), — говорится в материалах Хабаровского АС. — Не проводятся инструктажи по безопасности движения с водительским составом.

Некоторые водители в «Пяти звездах», согласно материалам дела, работали по 14 часов в сутки.

В том же году у «Пяти звезд» выявили и более серьезные нарушения. 29 сентября 2014 года выяснилось, что водители этой компании выходили в междугородние рейсы без прохождения обязательного медосмотра, да и сама перевозка людей осуществлялась по несуществующему маршруту, то есть тому, который не был утвержден в госорганах и не внесен в реестр межрегиональных маршрутов. На некоторых машинах не стояли тахографы, а некоторые машины в автопарке и вовсе не были предназначены для междугородних перевозок людей: не отвечали установленным для этих перевозок техническим требованиям и нормам безопасности.

Напомним, что 5 августа 2015 года на 130-м км трассы Хабаровск–Комсомольск-на-Амуре в районе озера Гасси столкнулись два рейсовых автобуса маршрутов № 301 и № 304. В ДТП погибли 16 человек, среди них — ребенок. Еще трое детей получили травмы и находятся в тяжелом состоянии. По предварительной информации, еще 65 пассажиров получили ранения, 17 доставлены в больницу в селе Маяк. Еще шесть пострадавших, находящихся в тяжелом состоянии, перевезли на вертолетах в Хабаровск.В Хабаровске 6 августа объявлено днем траура по погибшим в ДТП.

По предварительным данным, водитель автобуса № 301 при объезде строительной техники не справился с управлением и выехал на встречную полосу. Там он врезался в другой автобус, после чего опрокинулся в кювет.