Сотовые операторы будут блокировать номер абонента за спам

Общественная палата готовит изменения в законодательство для более эффективной борьбы с массовыми рассылками SMS и в мессенджерах WhatsApp и Viber
Владимир Зыков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Мобильных операторов хотят наделить правом без суда блокировать номер абонента, с которого рассылается спам — как по SMS, так и через мессенджеры (ICQ, WhatsApp, Viber и др.). Это одна из мер, направленных на борьбу со спамом, озвученных на слушаниях в Общественной палате РФ. Номер предлагается блокировать «до выяснения».

По словам первого зампредседателя комиссии ОП по безопасности Дмитрия Чугунова, нужно создать единую для всех операторов связи базу спам-номеров и блокировать номера, с которых идет массовая рассылка. При этом технические детали — что считать рассылкой — еще предстоит обсудить отдельно.

— Если человек заблокирован случайно, он обращается к оператору связи, с которым происходит оперативное разбирательство, — говорит Чугунов. — Тут можно провести аналогию с аккаунтами соцсетей. Когда от пользователя исходит спам, его аккаунт администраторами замораживается до выяснения обстоятельств.

Пресс-секретарь мессенджера Viber Елена Грачева рассказала «Известиям», что администрация этого сервиса поддерживают инициативу борьбы со спамом. Если это потребуется, они готовы предоставить свою базу номеров, с которых рассылался спам, чтобы эти номера можно было внести в единую базу и заблокировать на уровне операторов связи.

Сейчас операторы могут блокировать спам только с коротких SMS-номеров. Не исключено, что спамеры в массовом порядке могут закупать десятизначные номера — здесь необходимо анализировать условия договора на предоставление услуг связи.

В законе «О связи» понятие рассылки определяется следующим образом: «автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений... или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации...».

— Обратите внимание на слова «с использованием нумерации, не соответствующей... плану нумерации», — рассказывал ранее основатель проекта «SMSненадо.ру» Федор Ченков. — Обычные номера сотовой связи плану нумерации соответствуют, и приходящие с них SMS блокировать на основании существующего закона нельзя.

Можно пытаться заблокировать рассылку на том основании, что она производится автоматически. Но это сложно доказать, пояснил эксперт: используемые спамерами сотовые модемы могут делать паузы между отправляемыми SMS, чтобы казалось, что рассылка проводится «вручную».

В пресс-службе «МегаФона» сообщили, что этот оператор одним из первых начал активную борьбу со спамом: еще до изменения законодательства абоненты могли блокировать несанкционированные ими рассылки.

Представитель компании «ВымпелКом» Анна Айбашева рассказала, что благодаря антиспам-платформе они уже автоматически блокируют большую часть номеров, с которых рассылается спам, в том числе длинных.

— Операторы связи имеют реальную возможность контролировать массовые рассылки. Что касается спама в мессенджерах, то в настоящий момент их деятельность никак не регулируется нормативно, — говорят в пресс-службе «МегаФона». — Для исправления ситуации необходимо изначально ввести для них правила работы, обеспечивающие защиту абонентов от спама.

Как пояснил гендиректор аналитической компании TelecomDaily Денис Кусков, сегодня закон не позволяет блокировать рассылку с федеральных номеров. Но люди, которые занимаются спамом, правды не ищут и никуда не жалуются на то, что их блокируют.

— Вообще нет ничего плохого в том, чтобы разрешить операторам блокировать SMS-рассылку с любых номеров. Уверен, что блокировать сообщения с поздравлением на Новый год они не будут, — считает Кусков.

Лидер инициативной группы «СтопСпам» и инициатор общественных слушаний в Общественной палате Денис Калугин видит еще одно применение для базы телефонных номеров. По его мнению, нужно создать сервис, чтобы банки или коллекторские агентства могли проверить, принадлежит ли номер абоненту, который брал заем в банке, или уже нет. Калугин купил своей дочери телефон и SIM-карту. Через некоторое время на номер стали звонить коллекторы, которые в грубой форме требовали вернуть деньги.

По данным Калугина, ежемесячно коллекторы отправляют 100 млн SMS. Из них 27 млн не доходят до адресата. Это, по сути, прямые потери для них самих.

— Исходя из стоимости 0,5 рубля за сообщение, в год выходит порядка 150 млн рублей прямых потерь, — добавил Калугин.