«На Западе смотрят и уважают российскую авторскую анимацию»

Аниматор Константин Бронзит — о фильме «Мы не можем жить без космоса» и борьбе с пиратством
Евгения Коробкова
Фото: wikipedia.org/Eugene Belianski

С 22 по 26 июля в городе Баня-Лука (Республика Босния и Герцеговина) пройдет IX Международный фестиваль короткометражных фильмов «Краткофил». Одним из главных претендентов на победу является анимационный фильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». 15-минутный мультик о мальчиках, мечтающих стать космонавтами, уже завоевал главный приз престижного Международного анимационного фестиваля в Анси в номинации «Лучший короткометражный фильм». Накануне форума «Краткофил» Константин Бронзит ответил на вопросы корреспондента «Известий».

— Сколько премий уже завоевал ваш фильм «Мы не можем жить без космоса»?

— Вообще я подсчет не веду, но в среднем фильм участвовал где-то в 60 фестивалях, при этом на каждом втором получал награду. Сейчас у фильма их около 25.

— То есть основной урожай уже собран?

— Нет, это еще не предел. Фестивальная жизнь короткометражки составляет примерно 2 года — через этот промежуток времени фестивали начинают повторяться. У «Космоса» впереди еще год и самые крупные фестивали. Кстати, меня результаты форумов в Мельбурне, Бристоле, Вашингтоне интересуют не меньше, чем участие в фестивале в Анси.

— Говорят, зрители в знак восхищения вашим творчеством устраивают стоячую овацию после показа фильма.

— Кто-то из журналистов мне действительно сказал, что зрители встали после показа «Космоса» в Анси. Обидно, что я такие моменты не запоминаю. Все-таки процесс показа — нервный, драматичный. Может, кто-то стоя хлопал, потому что уходить собрался: мой фильм был последним в конкурсной программе.

— Не возникало ли вопросов к мультфильму из-за того, что он не только о дружбе, но и о любви двух мальчиков-космонавтов?

— Сразу скажу, что я такого подтекста не закладывал.

— Над каким проектом работаете сейчас?

— Последние четыре недели единственное, чем наша компания занимается, — это блокировка пиратских ссылок на мультфильм. Слава богу, есть много хороших людей, которые случайно находят их и присылают нам.

— Почему это так важно для вас?

— Есть целый ряд фестивалей, где в правилах оговорено: если фильм появился в интернете, его снимают с конкурса. Я 4 года делал 15-минутный мультфильм. Получается, что человек, выкладывая его в интернет, убивает 4 года моей жизни.

— Тогда расскажите, как зрителю увидеть мультфильм «Мы не можем жить без космоса»?

— По большому счету никак. Но я уверен, что тот, кто действительно хочет его увидеть, найдет легальный способ это сделать. В России куча фестивалей проводится, и, возможно, в данную минуту фильм показывают в соседнем кинотеатре. Например, «Мы не можем жить без космоса» будет идти в конкурсной программе на площадках международного кинофестиваля «Послание к человеку» в Петербурге с 26 сентября по 3 октября.

— Хотели ли бы вы, чтобы ваши анимационные фильмы, как работы мультипликаторов СССР, показывали по утрам, в то время, когда дети собираются в школу?

— Боже упаси. Каждое утро мама и папа включают телевизор, а там опять мультфильм Бронзита. Так же и возненавидеть эти мультфильмы можно! Если честно, мне всё равно, покажут мои работы по телевизору или не покажут. От показа мультфильма по телевизору у меня ни денег, ни славы не прибавится. По той же причине мне все равно - появится ли в интернете когда-нибудь мой фильм или нет. Главное, чтобы не появился раньше положенного.

— А для чего тогда вы создаете свои мультфильмы, если вам плевать на то, увидит ли их зритель?

— Короткометражное кино делается для реноме, для имени, влияет на дальнейшую судьбу режиссера. Оно предназначено для фестивалей. Понятно, что 1–2 приза ничего не изменят в жизни, а вот девять призов уже имеют вес. Тогда у режиссера появляется имя, им начинают интересоваться люди из профессиональных кругов.

— То есть целевая аудитория ваших мультфильмов — это профессионалы?

— Моя целевая аудитория — зрители от мала до велика. Но с непонимающими людьми невозможно обсуждать свое творчество. У них позиция одна: «нравится — не нравится». Это непрофессиональный разговор, которого мне недостаточно. Потому-то мой учитель, Александр Татарский, сказал: «Одна радость и есть — в фестивале поучаствовать». Нам важно показать фильм профессионалам, важно их мнение, важно увидеть, как работают коллеги. А это можно получить только на фестивале.

— Считаете, что искусство принадлежит профессионалам?

— Я этого не сказал. Я просто прошу людей бережнее относиться к тому, что другие создают.

— На ваш взгляд, российская анимация сегодня может конкурировать с западной?

— Отечественная коммерческая мультипликация, конечно, не выдерживает конкуренции. Но в авторской ситуация иная. Сегодня в мире нет анимационного фестиваля, где не была бы представлена Россия. Мы всегда обозначаем свое присутствие. И редко на каком фестивале российская анимация остается без призов. Для нашего кино стало нормой приносить награды с фестивалей. Нас смотрят и уважают.