В России могут провести эксперимент по совмещению дома престарелых с детским домом. Создать площадку для общения поколений предложила член президиума Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), глава Союза добровольцев России Яна Лантратова, направив соответствующие обращения в Министерство образования и науки и Министерство труда и социальной защиты (копия письма есть у «Известий»). В качестве примера такой площадки она приводит один из домов престарелых в Сиэтле (США), где в рамках программы Международного обучающего центра создали отделение детского сада. Также, по ее мнению, для воспитанников детдомов, детсадов и начальной школы возможна организация «дней пожилого человека», в которые дети будут отправляться в гости в дома престарелых или же, наоборот, старики будут приезжать к ним.
В письме чиновникам Лантратова указывает, что в России более 42 млн пенсионеров, что составляет почти треть населения страны.
«В то же время представители указанной категории граждан зачастую оказываются за бортом общественной жизни. К сожалению, их богатый жизненный опыт, а также профессиональные навыки и знания, приобретенные за долгие годы работы, не используются и не передаются потомкам. На практике такой подход приводит к естественному разрушению духовных и интеллектуальных скреп между поколениями», — объясняет Лантратова.
Она рассказывает, что в детсаду — доме престарелых в Сиэтле «пять дней в неделю малыши приходят в гости к пожилым людям, чтобы вместе с ними заниматься музыкой, танцами, искусством, готовить обед и делать еще много других увлекательных вещей».
«Подобное взаимодействие позволит людям пожилого возраста не только почувствовать себя нужными и востребованными, но и поможет им передать свой опыт подрастающему поколению. Благодаря таким встречам дети могут воспринять мудрость, знания и добродетели из рук людей, прошедших долгий, насыщенный профессиональный и жизненный путь», — убеждает Лантратова.
Общественница рассказала, что возглавляемый ею Союз волонтеров уже организовывал встречи выпускников детдомов с постояльцами домов престарелых.
— Мы обратили внимание на то, что детдома — система закрытая, а малыши хотят найти близких, общаться. И мы стали организовывать встречи выпускников с пожилыми людьми. «Дети» обретали родных людей, а пожилые люди имели возможность поделиться опытом и не чувствовать себя ненужными, — рассказывает Лантратова.
Она пояснила, что при организации таких встреч был накоплен исключительно положительный опыт, в связи с чем и предложила реализовать проект на государственном уровне.
— Рассчитываю, что мы сможем обсудить с чиновниками эту идею, провести эксперимент, а затем принять окончательное решение, — предполагает Лантратова.
В пресс-службе Министерства труда и социальной защиты сообщили, что обращение Лантратовой пока не поступило в ведомство.
— При поступлении оно будет рассмотрено в установленном порядке, — заверили в пресс-службе.
В пресс-службе Минобрнауки не смогли предоставить оперативный комментарий.
Член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты, руководитель проекта по поддержке приемных семей «Ванечка» Юлия Зимова заметила, что сейчас уже существует практика совмещения детдома со школой приемных родителей. Вариант же совмещения с домом престарелых, по ее мнению, не может быть гарантированно успешен.
— С плюсами идеи всё понятно, с моральной точки зрения всё хорошо, хотя нельзя сказать, что детям общение со стариками сверхинтересно. Но главное, чтобы общение не стало обузой и не превратилось в уход за стариками, — опасается Зимова.
Она отметила, что показать плюсы и минусы идеи может пилотный проект.
Руководитель межрегиональной организации «Старшее поколение» Татьяна Прусова предположила, что лучше объединять детей и пенсионеров только по обоюдному желанию.
— Трудно сказать, насколько это реализуемо. Для домов престарелых с лежачими — вряд ли. Но активные пенсионеры, думаю, будут рады — нужно пробовать, проводить эксперименты, — говорит Прусова.
По данным, представленным в мае 2015 года вице-премьером Ольгой Голодец, в России 81 тыс. сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Домов престарелых в стране порядка 1,5 тыс., в них проживает около 250 тыс. стариков.