В воскресенье вся Европа пристально следила за греческим референдумом. Премьер Алексис Ципрас фактически бросил вызов Старому Свету, отдав право решать вопрос о будущем страны самим гражданам.
Греки решали, принять ли правительству или отклонить проект соглашения, представленный Еврокомиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом на встрече Еврогруппы 25 июня. Документ кредиторов состоит из двух частей: «Реформы для завершения текущей программы» и «Предварительный анализ устойчивости долга». Гражданам предлагают ответить «отвергнуть/нет» или «одобрить/да».
Чтобы референдум был признан законным, проголосовать должны были не менее 40% избирателей.
Правительство Греции посчитало, что страна не сможет выплатить долг в ¤312 млрд (180% ВВП) и не в состоянии дальше проводить политику, ведущую к нищете большинства населения. В стране уже сейчас каждый четвертый живет за чертой бедности, а на 11 млн человек приходится 1,5 млн безработных. Алексис Ципрас обратился к прямой демократии, чтобы народ сам решил, принимать ли ультиматум кредиторов, после пяти месяцев переговоров, потребовавших продолжить политику затягивания поясов. Ципрас заявил, что народ должен выбрать, подчиняться диктату или с достоинством вести переговоры как равные среди равных, иметь возможность самим определять свою политику.
— Могут не обращать внимания на правительство, но никто не может не обращать внимания на волю людей, их желание взять жизнь в свои руки. Я уверен, что с завтрашнего дня мы откроем дорогу и для других народов Европы, дорогу возвращения настоящих ценностей демократии, — заявил Ципрас накануне референдума.Ни ЕС, ни МВФ не ожидали от Ципраса такого шага. Желание Евросоюза надавить на греков путем ультиматума (финансовая помощь в обмен на ужесточение социальных расходов правительством Греции) привело к ответной реакции. Ципрас сделал то, на что не решался ни один европейский политик.
Председатель правительства Испании Мариано Рахой, выступая на закрытии встречи Фонда анализа и социальных исследований, пожелал грекам «сделать правильный выбор» на референдуме и заверил, что «демагогия всегда заканчивается тем, что сталкивается с реальностью, и за это всегда платят наиболее беззащитные».
— Если выиграет «нет», ситуация будет безнадежной. Если выиграют сторонники «да», ситуация будет почти безнадежной. И это последствие решения провести референдум, который используется как средство вымогательства вместо референдума как элемента политических разъяснений или вообще отказа от проведения референдума, — сказал Рахой. Он напомнил, что другие страны тоже имеют право проводить референдумы и «подобные вещи могут всё чрезвычайно усложнить».
Опасаться испанскому премьеру действительно есть чего — граждане страны, увидев опыт соседей, могут потребовать и от собственного правительства более самостоятельной экономической политики, тем более что финансовая ситуация далеко не блестящая.Именно поэтому другие политики ЕС постарались оставить поле для маневра, даже если ситуация пойдет по негативному сценарию и греки скажут «нет».
— Вне зависимости от исхода референдума в Греции переговоры между Афинами и кредиторами должны продолжиться, — заявил министр экономики Франции Эмманюэль Макрон.
Но и он не преминул обвинить Ципраса в популизме.
— Я не перестаю удивляться цинизму руководства Греции, которое вынесло на референдум крайне тенденциозный вопрос, его популизму, поскольку налицо попытка убедить общественное мнение, что все проблемы Греции можно решить выходом из зоны евро, — сказал Макрон.
Глава минфина Австрии Йорг Шеллинг в интервью Welt am Sonntag также заявил, что Еврогруппа продолжает протягивать руку Греции и готова немедленно вернуться к переговорам.
— Мы долго шли навстречу грекам, и наша рука остается протянутой. Решающим остается то, чтобы греческое правительство наконец сказало, чего оно на самом деле хочет, и выступало с этих позиций ясно как публично, так и во время переговоров. В этом случае мы могли бы немедленно вернуться за стол переговоров, — сказал министр.
Глава Европарламента Мартин Шульц в интервью тому же изданию отметил, что Греции могут быть предоставлены экстренные кредиты для преодоления экономического кризиса.
— Возможно, мы должны будем предоставить Греции экстренные кредиты для преодоления кризиса, чтобы госуслуги могли быть сохранены и малообеспеченные люди могли получать поддержку. Для этого в Брюсселе в краткосрочном периоде будут доступны средства, — заявил Шульц.
Он добавил, что Европа «не оставит в беде людей» даже в том случае, если на референдуме граждане Греции проголосуют против реформ, которые требуют провести международные кредиторы.
А вот ряд итальянских политиков, включая лидера «Движения 5 звезд» блогера Беппе Грилло, прибыли в Афины, чтобы поддержать греков на референдуме. Свою поддержку греческому народу личным присутствием выразили лидер партии «Левые, экология, свобода» Ники Вендола, член правящей Демократической партии Стефано Фассино, а также ряд парламентариев.
Они приветствовали действия греческого правительства, «бросившего вызов диктату международных кредиторов и Германии».
Все международные наблюдатели отмечали высокую явку — на избирательные участки греки шли гораздо активнее, чем на последних выборах.
В результате к вечеру стало ясно, что, как и предсказывали соцопросы, победу одерживают противники проекта, предложенного Еврокомиссией и МВФ. Сразу после закрытия избирательных участков греческий телеканал «Скай» озвучил результаты соцопросов: сторонники «нет» набирают от 49 до 54%, а сторонники «да» — от 46 до 51%. Социологическая компания GPO, проводившая опрос по телефону по заказу телеканала «Мега», сообщила, что против предложений кредиторов проголосовали от 49,5 до 53,5% граждан, а за — 46,5–50,5%. Компания Metron Analysis, исследование которой заказывал телеканал «Антенна», считает, что против высказались 49%, а за были 46%. Компания Mark в исследовании для канала «Альфа» подсчитала, что против были 49,5–54,5%, за — 45,5–50,5%.
Окажется ли эта победа Ципраса пирровой или, напротив, заставит ЕС и МВФ пойти на уступки Греции, покажут ближайшие дни.