Урологи предложили всероссийскую проверку мужчин

Масштабные профилактические осмотры сократят случаи экстренной госпитализации и улучшат демографию, считают специалисты по мужскому здоровью
Александр Колесников
Фото: Анатолий Жданов

Директор НИИ урологии им. Н.А. Лопаткина и главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РФ по репродуктивному здоровью Олег Аполихин обсуждает с Минздравом возможность расширения программы «Мужское репродуктивное здоровье и социальное долголетие» на большинство регионов России. Об этом рассказал «Известиям» сам Аполихин. В числе методов работы — подворовые обходы с анкетированием.

Программа направлена на профилактику и лечение урологических заболеваний — к практической ее части НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина (филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Минздрава РФ) приступил в этом месяце. Урологи осуществляют сплошные анкетные опросы для выявления заболеваний на ранних стадиях, проводят обследования, дают рекомендации по ведению здорового образа жизни. Проект охватил Воронежскую, Липецкую, Калужскую, Владимирскую области, Карачаево-Черкесскую Республику, Дагестан, Дмитровский район Московской области и др. — всего 14 регионов. Аполихин уверен, что их должно быть больше.

— У нас в целом серьезный перекос в продолжительности жизни мужского и женского населения. Мужчины живут меньше, чем женщины, на 10 лет. Система российского здравоохранения уделяет больше внимания женской охране здоровья, количество гинекологов (более 48 тыс.) больше, чем урологов (около 7–8 тыс.). Это отрицательно сказывается на демографии, репродуктивной функции и продолжительности мужской жизни, — говорит Аполихин.

По его словам, действующей концепции репродуктивного здоровья нужна корректировка.

— Она основана на лечебной системе: мы лишь боролись со следствием заболеваний. Теперь мы пришли к выводу, что нужно сосредоточиться на профилактике заболеваний. Это позволит нам уменьшить как число больных, которым оказывают высокотехнологическую помощь, так и расходы бюджетных средств на здравоохранение. Наша стратегия примерно на 75% дешевле, чем та, которая существует сегодня в России, — говорит Аполихин. Правда, и он, и официальный представитель Минздрава воздержались от обсуждения финансовых выкладок.

Аполихин считает, что профилактическая система сможет улучшить мужское репродуктивное здоровье, а вместе с ним и демографические показатели. Для этого необходимо повысить квалификацию врачам первичного звена. Аполихин уверен, что если урологам в одном регионе удастся полностью внедрить свою модель, позже ее будет гораздо легче внедрять в других регионах.

— У нас есть и терапевты, и семейные врачи, но они по большому счету не лечат, и фактически они выступают диспетчерами. А мы считаем, что они, наоборот, могут сокращать количество пациентов, которые идут на следующий этап, — говорит собеседник. — То есть они должны занять центральное место в системе профилактики. Сегодня в мире существует две модели здравоохранения. Первая ориентирована на лечение больных, максимально задействуя высокие технологии (куративное лечение). Яркий представитель такой системы — США, по этому же пути сейчас идет Россия. Эта система занимается лечением уже больных людей. В этой системе врач — продавец, а пациент — покупатель. Поэтому врач условно заинтересован работать с пациентом, но больным пациентом, иначе врач потеряет клиента. Другая модель здравоохранения — профилактическая. Она направлена на то, чтобы люди не болели (превентивное лечение). Упор в ней делается на поликлиники и амбулатории. Основными показателями и индикаторами здесь выступают не пролеченный случай, койко-день, количество операций, как, например, в России, а снижение заболеваемости. Это прежде всего финская, шведская, английская, канадская, австралийская, японская и кубинская модели профилактической медицины. Максимально полно она была представлена в СССР, а сейчас — на Кубе, которая сегодня уверенно занимает четвертое место в мире, опережая многие страны по основным индикаторам здравоохранения.

Программа «Мужское репродуктивное здоровье и социальное долголетие» реализуется как раз в рамках превентивной концепции с 2008 года по инициативе Минздрава. Если в целом медпомощь оказывается по принципу обращаемости (если есть проблема — то человек пришел, а нет проблемы — человек никогда не придет), то в рамках новой программы урологи оказывают помощь по принципу выявляемости. Главной идеей программы является переход от лечения заболевания к его профилактике.

— Сначала надо выявить пациентов. Программа начинается со сплошного анкетирования. Кто-то приходит в больницу, кто-то приходит к врачу, кто-то приходит в плане диспансерного обследования. В том числе практиковались подворовые обходы, — приводит конкретику сотрудник НИИ урологии Михаил Просянников. — В анкете 9 вопросов по доброкачественной гиперплазии предстательной железы, в анкете по раку предстательной железы — 10–11 [заболеваниями простаты, как считается, страдают не меньше 30% россиян старше 25 лет]. Один из вопросов звучит так: «Как часто вы встаете ночью, чтобы помочиться?» Если пациент набирает более 8 баллов, ему рекомендуется обратиться в больницу, где происходит обследование. Там определяют — нужна операция либо стоит прибегнуть к медикаментам. Наша задача — своевременно выявить заболевание и предотвратить экстренную госпитализацию. Экстренная госпитализация — это и дорого, и помочь человеку сложнее. Многие проблемы беременности связаны с половыми инфекциями. Пациентам важно рассказывать об их роли. Таким образом, мы сокращаем расходы на лечение заболеваний и венерических инфекций, предупреждаем патологии при беременности.

По словам Просянникова, экстренная госпитализация по аденоме предстательной железы в Воронежской области, где уже более года проводится отдельная региональная программа, сократилась почти в пять раз. Также он отмечает снижение смертности от рака предстательной железы. По словам урологов, данный принцип может быть применен и в профилактике других заболеваний. Например, в том же Воронеже и Воронежской области подобный подход применяют в борьбе с гипертонией, говорит Просянников.

Российской программой «Мужское репродуктивное здоровье и социальное долголетие» заинтересовались и на Кубе: практическую часть с июня 2015 года начинают реализовывать в провинции Матансас. А в октябре ученые двух стран сравнят результаты.

В НИИ урологии сообщили, что российских специалистов также интересуют кубинская система фармацевтики и биотехнологии, вакцины и препараты, которые оказывают положительное воздействие на продолжительность и качество жизни — на острове есть растения, которые позитивно влияют на продолжительность и качество мужской сексуальной жизни.

— А со стороны России мы займемся трансферами российских технологий в кубинскую организацию здравоохранения, — добавили в институте.