Голодец поручила Минобрнауки проработать вопрос развития олимпиад

Руководители вузов и школ настаивают на увеличении количества школьных олимпиад, а также различных фестивалей и конференций
Павел Панов
Фото: Анна Исакова

Вице-премьер Ольга Голодец провела заседание Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России совместно с руководителями российских вузов и общеобразовательных учреждений. На повестке стояли вопросы вовлечения детей в научно-техническое творчество и развития олимпиадного движения среди молодежи. Участники совета придерживались одной точки зрения в своих выступлениях — необходимо увеличение количества конкурсов и их разнообразия.

Идею поддержала Ольга Голодец, отметив, что олимпиадное движение в России развивается с каждым годом и привлекает всё большее количество детей.

— Необходимо обсудить тему развития олимпиадного движения в России. Я напомню, что в России на сегодня действуют две взаимодополняющие системы олимпиадного движения: Всероссийская олимпиада школьников по 21 общеобразовательному предмету и олимпиада школьников под эгидой Совета олимпиад школьников. Ежегодно участниками школьного этапа становится более 6 млн школьников в возрасте от 10 до 18 лет. Всего охвачено 35% учащихся по всей стране. В некоторых регионах вовлечено порядка 80% учащихся. Наши цифры демонстрируют, что система действует и позволяет ребятам проявить себя. Олимпиадное движение помогает нам отобрать лучших ребят и сформировать лучшие таланты для участия в международных олимпиадах, — заявила Ольга Голодец.

В целом разговор шел о вовлечении детей в научно-техническое творчество с помощью специализированных школ или центров детского творчества в форме дополнительного образования. По состоянию на 2014 год численность школьников, занимающихся в таких заведениях, составляла порядка 440 тыс. человек.

Было отмечено, что в последние годы среди молодого поколения популярность набирает робототехника, которая, по словам участников заседания, является важной частью современной науки и показателем конкурентоспособности страны.

Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил организовать тематический фестиваль или конференцию для молодых изобретателей.

— Может быть, нам стоит организовать системный смотр движений и систему дистанционных связей для обмена опытом, чтобы видеть, что на различных олимпиадах предлагают школьники и студенты, а раз в год можно в форме фестиваля проводить всероссийское мероприятие. Научно-техническое творчество является Божьей искрой, и нужно как-то таких людей собирать хоть раз в год. Соберем 800 человек, президент выступит и скажет, как это важно, и мы уже получим систему и поддержку в стране, — сказал Виктор Садовничий.

Речь на заседании шла не только о школьниках, но и о студентах.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил рассмотреть вопрос переформатирования действующих олимпиад.

— Может, следует переформатировать Российский совет олимпиад школьников в Российский совет олимпиад школьников и студентов. Я бы предложил такую рекомендацию министерству дать. Еще есть одна вещь. Нам нужно на уровне с олимпиадами создать систему проектных конкурсов и обеспечить их учет при зачислении в вузы. Олимпиада — это одно, а вот проект показывает, что человек сделал своими руками, — сказал Ярослав Кузьминов.

Тема системы образовательных конкурсов для высшего образования была подхвачена и ректором МГУ.

— Есть точка зрения, ее поддерживаю и я, что надо создать траектории для студентов через универсиады, через интеллектуальные соревнования, чтобы, накапливая баллы, они были заинтересованы в поступлении в аспирантуру — безбарьерно, — пояснил Виктор Садовничий. — Думаю, что эту систему необходимо продумать и поддержать на уровне министерства — создать движение универсиад, как еще один этап олимпиадного движения.

Также эксперты указали на необходимость обучения преподавательского состава, отметив, что олимпиадник необязательно должен быть в школе отличником и необходимы инструменты, чтобы таких выявлять и сопровождать.

— Хорошие предложения. Мне кажется, нужно их все поддержать и дать поручение Минобрнауке проработать, — резюмировала Ольга Голодец.

Присутствовавший за заседании замминистра образования и науки Вениамин Каганов заявил, что концептуальный документ, включающий высказанные предложения, будет готов через три месяца — поскольку это вопрос «сложный и комплексный».