У следствия по делу Сергея Магина сорвался принцип преюдиции

Генпрокуратура отказалась утверждать сделку со следствием для четверых обвиняемых в обналичивании и выведении за границу 36 млрд рублей
Андрей Гридасов
Фото: Екатерина Штукина

Неприятный сюрприз от Генпрокуратуры получили следователи МВД на финише расследования уголовного дела крупнейшей в России группировки теневых банкиров под руководством Сергея Магина, обвиняемых в обналичивании и выводе за рубеж 36 млрд рублей. Четверо из 12 обвиняемых попросили о сделке со следствием и готовы были признать свою вину, однако Генпрокуратура соглашение с ними не утвердила, решив, что никаких ключевых показаний против лидеров и участников группировки они не дали. Теперь их будут судить вместе со всеми. Таким образом, надежды следствия на фактически гарантированный обвинительный приговор всем участникам группировки Магина по принципу преюдиции потерпели крах.

О намерении заключить сделку со следствием, признать вину в полном объеме и дать показания на сообщников заявили четверо обвиняемых по делу о незаконной банковской деятельности, в том числе Ринат Алыков и Инна Чеутина. Всех их задержали в Москве во время масштабной спецоперации МВД летом 2013 года, после чего им предъявили обвинения по ст. 210 УК («Организация преступного сообщества») и ст. 172 УК («Незаконная банковская деятельность»). Только по ст. 210 УК им грозит до 20 лет лишения свободы.

По версии следствия, все четверо вместе с жителем подмосковных Мытищ Сергеем Магиным входили в число организаторов группировки и занимались незаконными банковскими операциями — обналичивали и переводили деньги за границу. По самым скромным подсчетам, они вывели около 36 млрд рублей, заработав на этом более 575 млн.

Недавно все четверо попросили о сделке со следствием, поэтому следователи планировали выделить материалы из основного дела и направить первыми в суд. По условиям сделки обвиняемые должны были признать свою вину и дать показания на других сообщников. За это они могли рассчитывать на более мягкий приговор — суд не может дать заключившим сделку со следствием более двух третей от максимального срока по статье обвинения. Следствие, в свою очередь, могло получить по принципу преюдиции фактически гарантированный приговор для Магина и других обвиняемых.

Однако, как сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах, Генпрокуратура отказалась утверждать соглашение с этой группой обвиняемых.

— В своем ответе прокуроры сообщили, что обвиняемые никакой помощи не оказали, а их показания никого не изобличают, — рассказал «Известиям» источник. — Таким образом, теперь их будут судить в общем порядке вместе с другими обвиняемыми.

Для защитников Сергея Магина эта новость не стала сюрпризом.

— В этом нет ничего удивительного. Никто из них, кроме Алыкова, не был даже знаком с Магиным или Рыбальченко (Вадим Рыбальченко — один из предполагаемых лидеров группировки. — «Известия»), поэтому и не мог дать на них никаких показаний, — рассказал «Известиям» адвокат Карен Егиазаров. — Например, хотя Чеутина и говорила, что она занималась обналичиванием, у нее была своя структура, которая не имела отношения ни к кому.

Расследование в Следственном департаменте МВД уголовного дела о преступном сообществе и незаконной банковской деятельности уже завершено. Из него выделено дело против фигурантов, которые находятся в бегах, а также против «неустановленных лиц». Обвиняемыми по делу стали 12 человек, среди которых есть предполагаемые лидеры — 43-летний председатель ТСЖ «Панорама» из подмосковных Мытищ Сергей Магин и Вадим Рыбальченко. Вместе с ними находятся под стражей Александр Плужник, Игорь Левин, Андрей Кривцов. Сейчас все они завершают ознакомление с материалами уголовного дела, которое насчитывает 200 томов, после чего оно будет направлено в суд. Всем им предъявили обвинения по ст. 210 УК («Организация преступного сообщества») и ст. 172 УК («Незаконная банковская деятельность»). Сами обвиняемые своей вины не признают.

— У следствия нет ни одного доказательства. В деле есть только организаторы и руководители, но нет ни одного рядового исполнителя, — рассказал «Известиям» адвокат Магина Карен Егиазаров. — Покажите мне хоть одну сумму, которую обналичил Магин. Покажите мне хоть один рубль, который он на этом заработал. Если следствие говорит о 575 млн рублей и легализации, то на эти деньги по идее должно было быть что-то куплено.

Задержание летом 2013 года группировки Магина было самой крупной операцией Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД. По оценке полицейских, группировка состояла из 400 человек, которые работали через подконтрольные им банки и сотни фирм-однодневок. Группировка действовала около 5 лет. За это время в теневой оборот было выведено около 36 млрд рублей, на чем лидеры и участники группировки заработали около 575 млн рублей. По версии следствия, теневые банкиры работали по следующей схеме: клиенты переводили деньги на счета фирм-однодневок, после чего получали наличные за вычетом 2%. Свою долю банкиры выводили в офшоры в Прибалтику и на Кипр. Группировка работала только с крупными суммами. Основными поставщиками наличных были торговцы крупных столичных вещевых рынков.

Это была крупнейшая в России площадка обнальщиков, которая брала самый маленький процент за свои услуги, поэтому теневые банкиры не знали отбоя от клиентов. С тех пор за Магиным укрепилось прозвище Сережа Два Процента.

Оперативники ГУЭБиПК провели в Москве и Московской области 85 обысков в квартирах и банках, где были изъяты более 1 млрд рублей, финансовые документы и более 500 печатей российских и иностранных фирм-однодневок.

По одной из версий, неприятности и последующие уголовные дела против руководства и оперативников ГУЭБиПК стали последствием разоблачения ими группировки Магина.