«Назвать «Родину-мать» нелепой — то же самое, что оскорбить икону»

Директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин — о скандале с рейтингом Business Insider
Олег Кармунин, Виктория Иванова
Фото: ИЗВЕСТИЯ

29 апреля американское издание Business Insider включило памятник «Родина-мать зовет!» в список самых нелепых сооружений советской эпохи. После возмущения россиян памятник был в спешном порядке исключен из списка. Корреспондент «Известий» обратился за комментарием к директору музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексею Васину.

— Как вы прокомментируете ситуацию с рейтингом Business Insider?

— Назвать этот памятник нелепым — то же самое, что оскорбить икону. Эти американские журналисты прекрасно понимали, что делают, выставляя наш сакральный символ на посмешище. Во всем мире знают, что «Родина-мать» — это икона страны. Комментировать тут нечего, потому что у людей абсолютная патология совести, помноженная на мракобесие.

— На ваш взгляд, это провокация?

— Думаю, провокация — неподходящее слово. Это всё равно что назвать провокацией начало боев 22 июня. Мы имеем дело с настоящей войной, только теперь информационной. Зачем прямо говорить о том, что русские плохие? Достаточно назвать их священный символ нелепым. Американцы таким образом выразили свое отношение к нашей стране, культуре и народу.

— Почему «Родина-мать» была в итоге удалена из списка? Американцы устыдились?

— Не думаю. Они успели нас зацепить и плюнуть в душу. Сомневаюсь, что эти люди могут признавать ошибки.

— Какие у музея планы в связи с 70-летием Великой Победы?

— Когда я увидел, сколько всего делает страна для подготовки праздника, я был потрясен. Все общественные организации, студенты и волонтеры хотят принимать участие и помогать нам. Вчера позвонили из Эквадора, сказали, что собираются передать цветы для ветеранов. Невероятно! Я совершенно не ожидал. Будем поздравлять ветеранов эквадорскими розами.

Если взять один Волгоград, областной центр, то у нас открываются памятники героям войны Рокоссовскому, Недорубову, колоссальные работы проведены по реставрации Мамаева кургана. Скоро состоится зажжение Вечного огня, который был притушен в связи с реставрацией в Зале воинской славы. Отреставрировали корабли поволжской флотилии. Для нас вся эта подготовка была как май 1945-го, словно последний штурм.

И это я даже не говорю о таких масштабных проектах, как фейерверки и концерты. Меня зацепило сегодня именно человеческое желание всей страны объединиться вокруг великой даты. Это по-настоящему ценно.

— Сильно ли, на ваш взгляд, изменилось отношение к празднику за 20–25 лет?

— Колоссально. В 1990-е Мамаев курган стоял пустым. Тогда была абсолютная деградация, развал исторической науки и торжество чужой пропаганды в стране. А сегодня у нас до 24 мая расписаны все экскурсии, люди едут и едут. Победа сегодня — это национальный, сакральный символ нашего государства, теперь во время праздника чувствуется национальная гордость.

— Какие мероприятия вы планируете в юбилейном году?

— Я всегда боялся праздников, потому что после 9-го сразу наступает 10-е, фанфары отзвенели, и всё тут же забывают. Но не мы. Будет масса разного рода мероприятий: пробеги на ретроавтомобилях по маршрутам Победы, поисковые работы, патриотические лагеря… Масштаб колоссальный. Этот юбилей встряхнул, всколыхнул и задел за живое всех.

Справка «Известий»

Скульптура «Родина-мать зовет!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, Волгоград.

Авторы проекта — скульптор Евгений Вучетин и инженер Николай Никитин. Строительство монумента заняло около 8 лет: с мая 1959 года по 15 октября 1967 года.

На момент создания «Родина-мать» являлась самым высоким в мире изваянием: высота статуи — 52 м, длина руки — 20 м, длина меча — 33 м. Общая высота скульптуры — 85 метров, что превышает высоту Статуи Свободы в Нью-Йорке (46 м) и статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро (38 м).

Скульптура является центральной частью триптиха, состоящего из скульптур «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Берлине. Согласно сюжету триптиха, на первой из скульптур, в Магнитогорске, рабочий передает воину выкованный на Урале меч, «Родина-мать» знаменует, что этот меч был поднят в Сталинграде, и в финале — меч опущен в знак окончания войны.