Валерий Фокин вступился за спектакль о святой Ксении Петербургской

Сцену с критикой духовенства в «Тильзит-театре» вырезали после жалобы монахинь
Виктория Иванова
Валерий Фокин. Фото: Игорь Захаркин

Член президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству, худрук Александринского театра Валерий Фокин обратился к губернатору Калининградской области Николаю Цуканову с просьбой вернуть в постановку вырезанную сцену из спектакля «Тильзит-театра» города Советска «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии».

По словам Фокина, после завершения работы над постановкой режиссера Павла Зобнина по пьесе драматурга Вадима Леванова в спектакле были сделаны купюры, а именно — вырезана сцена, где святая обличает пороки духовенства.

Как рассказал «Известиям» сам режиссер, цель его обращения — вернуть постановке целостность.

— Мы считаем, что пьеса должна идти целиком — так, как она написана. Мы призываем обратить внимание на некорректное вмешательство и ставить во главу угла художественные вопросы, — пояснил Валерий Фокин.

Вырезанная сцена происходит возле церкви апостола Матфея на Петербургской стороне. По сюжету святая блаженная Ксения Петербургская просит милостыню у проходящих мимо отца Паисия и попадьи. По тексту произведения, представители духовенства реагируют на ее просьбы негативно.

ПОПАДЬЯ. А ну, пошла отсюда, курва, дрянь, дура, побирушка, голь перекатная, рвань подзаборная…

КСЕНИЯ. А ты, матушка, зря серчаешь. У тебя тоже рыльце в пушку. Не блуди с дьяконом, да с регентом, да с певчими!

ПОПАДЬЯ. Да ты!.. Да я!.. Собака бешеная! Полоумная! Я тебя в каторгу, в батоги! В остроге сгниешь! В Сибирь тебя!..

КСЕНИЯ (с поклоном). И тебе Господь воздаст, матушка.

По словам директора «Тильзит-театра» Нины Лемеш, купюра была сделана по предложению режиссера-постановщика спектакля Павла Зобнина.

— Монахини местного Свято-Елисаветинского женского монастыря обратились в Министерство культуры Калининградской области, а оно апеллировало к театру, чтобы решить этот вопрос более-менее безболезненно для всех сторон. Мы долго решали, как сделать так, чтобы всем сторонам было хорошо, но режиссер Павел Зобнин сам решил убрать сцену, которая в карикатурном обличии показывает попа и попадью. Эта сцена проходная, и он пожертвовал ею без сожаления. Однако после этого он убрал свое имя с афиши, — пояснила директор.

По ее словам, напрямую в театр никто из духовенства не обращался. Сам режиссер отказался от комментариев. Автор пьесы, драматург Вадим Леванов, скончался в 2011 году.

Согласно договору, театр имеет право на внесение изменений в текст пьесы. Директор тем не менее надеется, что со временем представители духовенства проявят толерантность и позволят вернуть сцену в спектакль.

Как пояснил настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Твери, руководитель Информационной службы Тверской митрополии иерей Максим Мищенко, в житии святой Ксении эпизодов обличения духовенства не было, а вырезанная сцена является фантазией драматурга.

В настоящее время спектакли по пьесе Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» идут в нескольких российских театрах, в том числе в столичном Российском академическом молодежном театре (РАМТ) и Александринском театре Санкт-Петербруга.

Директор РАМТа Софья Апфельбаум рассказала, что их постановка никогда не вызывала нареканий.

— У нас пьеса идет в полном виде. Спектакль был и на фестивалях, и на гастролях, и нигде не вызывал никаких отрицательных реакций. Я не видела спектакль «Тильзит-театра» и не знаю, что там может быть оскорбительного. Наш спектакль поставлен в несколько сказочной, где-то даже лубочной манере, и эта сцена совершенно не выбивается из общей стилистики. Весь спектакль сделан гротесково, былинно. Если же искать в нем оскорбления, то можно сказать, что во всех сказках есть что-то не то. Например, у Пушкина в «Сказе о попе и работнике его Балде» тоже обличительно выставляется священнослужитель, — считает Софья Апфельбаум.

По ее словам, пьеса Вадима Леванова идет во многих театрах. Купюры в «Тильзит-театре» она расценила как акт цензуры.

Худрук Александринки Валерий Фокин также подтвердил «Известиям», что за 6 лет присутствия «Ксении. Истории любви» в репертуаре театра никаких нареканий по постановке не было.

Тем не менее экс-ректор Академии балета имени Вагановой Вера Дорофеева полагает, что постановка Валерия Фокина порочит святую Ксению.

— Фокин имеет право делать всё, что он хочет. Но Ксения Блаженная — святыня Санкт-Петербурга, и я резко отрицательно отношусь к этому спектаклю. Я считаю, что это кощунство. Со мной согласны многие зрители, которые были возмущены постановкой. Когда возник скандал в Новосибирске, я даже подумала: почему в Новосибирске нельзя, а у нас — можно? — интересуется Вера Дорофеева.

Святая блаженная Ксения Петербургская — русская православная святая, юродивая. Родилась между 1719 и 1730 годами, скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 года. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала путь юродства. Она пожертвовала свой дом одной из знакомых, облачилась в одежды мужа и стала отзываться только на его имя, говоря, что он жив, а Ксения умерла.

После многолетнего народного почитания была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном соборе РПЦ.