Следственный комитет России (СКР) проводит проверку в офисе ООО «Магеллан» — судовладельца затонувшего сегодня в Охотском море траулера «Дальний Восток». СКР также выясняет у судовладельцев, имело ли судно право выходить в море и его техническое состояние.
Не исключено, что на время расследования судам этого типа будет запрещен выход в море, рассказали «Известиям» источники в правоохранительных органах. Более того, СКР по запросу Минтранса может вернуть все суда типа «Дальний Восток», которые сейчас находятся в море, в порта приписки для проверки их технического состояния. Как говорят источники, этот вопрос сейчас обсуждается транспортными властями России, но окончательного решения пока не принято. Между тем прокуратура и ФМС начали выяснять по запросу Российского профсоюза моряков (РПСМ), находились ли на борту на момент крушения судна нелегалы.
Как рассказали «Известиям» в РПСМ, профсоюз обратился в прокуратуру и Федеральную миграционную службу (ФМС) с просьбой выяснить, откуда на борту затонувшего траулера взялось столько иностранцев и имели ли они разрешение на работу в России.
— У нас есть очень большие подозрения, что иностранцы на борту находились нелегально, — пояснили «Известиям» в РПСМ. — В последнее время в рыболовной отрасли широко распространилась практика найма на черную работу — разделку рыбы и различные такелажные работы — иностранцев Индонезии, Бирмы и других развивающихся стран, готовых работать за копейки.
При этом, по словам представителей РПСМ, в большинстве случаев иностранцы работают нелегально, без каких либо разрешительных документов и трудовых договоров. Как отмечают в профсоюзе, это позволяет судовладельцам уходить от уплаты налогов и других специальных сборов и относиться к нелегалом как к рабам.
— Судовладельцы, как правило, говорят, что иностранцы зашли на судно вне пределов Российской Федерации — либо в открытом море, либо в иностранном порту, что не позволило сделать для них регистрации и разрешения на работу, — рассказывают в профсоюзе. — А иногда нелегалов судовладельцы и вовсе выдают за представителей научных институтов, которые якобы наблюдают за популяцией рыб.
Морозильный траулер «Дальний Восток» затонул 2 апреля в 4.12 по сахалинскому времени в Охотском море. В спасательной операции было задействовано 21 промысловое судно. На борту находились 132 человека (среди них 80 россиян). По предварительным данным, погибли 54 человека, судьба еще 15 рыбаков неизвестна.
Как заявил сегодня официальный представитель СКР Владимир Маркин, на данный момент следствием рассматриваются все возможные версии крушения, однако наиболее вероятной причиной затопления судна называется возможное столкновение с препятствием и последовавшее за ним повреждение корпуса в районе машинного отделения. Более того, зампредседателя правительства Камчатского края Сергей Хабаров заявил, что причиной крушения «Дальнего Востока» также могло стать и нарушение правил проведения промысла. По версии ГУ МЧС Камчатского края, определенную роль также могли сыграть сильный ветер и перегруз судна.
На данный момент МЧС эвакуирует выживших с места трагедии. Всех пострадавших отправят в Магадан. Принять пострадавших готовы в Магаданской областной больнице и Центре медицины катастроф. Также, согласно сообщению пресс-службы правительства Магаданской области, для работы с выжившими сформированы бригады психологов.
По данным Дальневосточного регионального центра МЧС России, разлива нефтепродуктов в районе происшествия не зафиксировано.
По мнению экспертов, судно могло затонуть из-за ошибки маневрирования и недостаточной подготовке экипажа.
— По моей оценке, судно очень качественное, без воздействия внешних причин или ошибок экипажа, его крушение невозможно. Учитывая что, многие члены экипажа оказались в воде, скорее всего, все произошло очень быстро. Возможно, имело место быть ошибка маневрирования при выборке трала, могли не учесть течение и ветровые нагрузки, в результате чего произошло столкновение с льдинами. Тем более, что при выборке трала горловины приемных бункеров обычно открыты и вода могла попасть туда и нарушить устойчивость судна, — говорит член комитета Госдумы по транспорту Андрей Колесник. — Оно, вероятнее всего, легло на борт. Также примечательно, что более 30 человек экипажа было набрано на судно в иностранном порту. То есть команда была не слажена и, я думаю, это дало свой результат, так как в мореплавании очень важно, чтобы команда была единым целым. Более того, она должна была пройти предварительную подготовку на тренажерах, что, видимо, также не было сделано. И, видимо, команда также не проигрывала свои действия во время ЧП, как это обычно происходит во время подготовки команды.