По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) упали даже сильнее, чем продажи обычных легковых. В условиях падения экономики малый и средний бизнес откладывает обновление автопарков до лучших времен. Участники отрасли ожидают, что и в 2015 году продажи продолжат катиться под откос.
Если продажи легковых машин в прошлом году снизились на 8%, то рынок легких коммерческих автомобилей упал более чем на 15%, до 139,6 тыс. штук. «Нельзя сказать, что в 2014 году российский рынок LCV резко рухнул, — говорит Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат». — Скорее, усилились темпы падения: если в 2013 году оно составило 5%, то в 2014-м — 15%. Для нынешних экономических условий это вполне приемлемое значение. Именно ситуация в экономике — это и есть глобальный фактор, который оказывает негативное воздействие на рынок, и в зависимости от его степени последствия могут быть самыми разными».
Уже точно можно спрогнозировать, что спад однозначно продолжится, вопрос будет лишь в его величине. При оптимистичном сценарии ожидается падение рынка, как и в 2014 году, на 15%. А в пессимистичном варианте рынок может рухнуть и на 35%.
Сами автодилеры «снижение» рынка подтверждают. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России только за февраль упали на 37,9% по сравнению с прошлым годом. В штуках было продано 78,2 тыс. машин по сравнению со 128,3 тыс. в феврале 2014 года. Согласно прогнозу АЕБ, в 2015 году российский авторынок составит 1,89 млн автомобилей, что на 24% меньше, чем в прошлом году. Тем временем цены на авто будут повышаться: автопроизводители будут стремиться свести к минимуму эффект девальвации рубля.
Определенные надежды возлагались и на программу утилизации, которую продлили на этот год. Размер скидок по программе обновления парка автотранспортных средств варьируется от 40 тыс. до 350 тыс. рублей и зависит от класса нового приобретаемого транспортного средства. В прошлом году доля продаж LCV по ней составила 12%. Но цены на новые автомобили выросли, и сама программа теперь «буксует». Также мешают развитию рынка легких коммерческих автомобилей удорожание кредитных ресурсов для бизнеса и общая неуверенность его участников в завтрашнем дне. Поэтому позитивную роль может сыграть лишь перераспределение объемов грузовых и пассажирских перевозок в сегмент легких коммерческих автомобилей. Все-таки в пользу LCV играют их компактность, маневренность и меньшая стоимость по сравнению с другими сегментами коммерческой техники.
Легкие на подъем
Какие автомобили можно отнести к легким коммерческим? На российских дорогах чаще всего можно встретить подобные модели авто в виде небольших грузовиков и фургонов. Это объясняется тем, что в России главные потребители LCV — представители малого и среднего бизнеса. Пикапы встречаются у нас заметно реже: в Европе и Америке их в основном покупают для поездок на отдых всей семьей на природу, в то время как в России на дачу ездят чаще всего на обычных «легковушках».
Внутри своего сегмента легкие коммерческие автомобили различаются исходя из их грузоподъемности. По этому признаку LCV принято делить на машины особо малой и просто малой «тоннажности». Первые могут перевозить грузы, общая масса которых не превышает 1 т. А вот автомобилям второго типа по силам перевозки грузов общим объемом до 2 т. Отдельный тип — это так называемые luxury-автомобили, например, MINI.
Как уже говорилось выше, основные клиенты LCV — это индивидуальные предприниматели в сфере услуг, логистики и торговли, а также те люди, которые предпочитают проводить свое свободное время в путешествиях или на природе. Изменившиеся экономические условия прошлого года вынудили и тех, и других клиентов сокращать расходы. Зачастую именно приобретение новых автомобилей пришлось отложить до «лучших времен» или же подойти к покупке авто очень настороженно и очень рационально, поскольку LCV предназначены большей частью для бизнеса, в стабильности которого в прошлом году никто не был уверен. За счет этого и образовался «провал» на рынке.
Впрочем, внимательные эксперты заметили надвигающийся кризис еще несколько лет назад, когда в 2012 году рынок LCV не показал никакого роста — это был первый сигнал о том, что не все здорово. В 2013 году, когда легкая стагнация на рынке легковых автомобилей только намечалась, рынок коммерческих авто упал на 9%. И в 2014 году падение, несмотря на госпрограммы стимулирования, лишь продолжилось — на 11%. Январь 2015 года не стал выходом из этой ситуации — рынок упал вообще на 36%.
Спад «ударил» не по всем
В прошлом году из всех легких коммерческих автомобилей положительную динамику показали LADA и Mercedes-Benz. Отечественный бренд «вырулил» за счет роста объемов производства фургона Largus, немецкая марка — благодаря запуску производства фургона Sprinter на ГАЗе. Смогли «удержаться на плаву» и некоторые другие традиционно популярные у российского потребителя модели LCV. К таким можно отнести, например, автомобиль-пикап Mitsubishi L200. Его продажи остались стандартно высокими. По оценкам автоэкспертов, эта модель популярна за счет того, что на ней можно преодолевать любое внедорожье, однако весит автомобиль меньше тонны (это значит, что на нем можно въезжать в центр города). Кроме того, пикап достаточно вместителен. «В 2014 году модель L200 вошла в Топ-5 авто (национальная автомобильная премия) по итогам голосования ведущих автомобильных журналистов, а также набрала значительное количество голосов в рамках народного голосования премии «Автогода», — сообщили в пресс-службе компании Mitsubishi в России. — В целом по итогам 2014 года продажи выросли на 9% и составили более 6 тыс. единиц данной модели. А за первые два месяца 2015 года было продано 768 таких авто. Осенью 2015 года мы представим на российском рынке новое, долгожданное поколение данной модели, которое уже было высоко оценено в рамках Женевского автосалона».
Не так оптимистично обстоят дела у других ранее популярных автопроизводителей. Екатерина Комарова, менеджер по продуктовым коммуникациям компании Ford Sollers (компания отвечает за российское производство, импорт и продажу автомобилей Ford), рассказала, что общее падение рынка легких коммерческих автомобилей негативно сказалось на продажах моделей этого сегмента Ford в России. И это при том, что в прошлом году компания успешно запустила на отечественном рыке новый микроавтобус Ford Transit, который даже остается одним из лидеров среди иностранных брендов по итогам 2014 года. «В 2015 году падение спроса продолжится, — отметила Екатерина Комарова. — Но, несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы не отказываемся от своих планов. LCV остаются важной частью нашей линейки, и производство в России позволяет нам гибко подстраиваться под спрос. Мы продолжаем инвестировать в локальное производство — в планах на этот год переход на производство по технологии полного цикла Ford Transit на заводе Ford Sollers в Елабуге. Мы также расширим линейку специальных версий Transit для различных категорий клиентов».
Еще одна марка, по которой существенно «ударил» спад спроса на рынке легких коммерческих автомобилей, — это «Volkswagen Коммерческие Автомобили». Его продажи упали в 2014 году даже больше, чем в среднем по сегменту,— на 21%. И все-таки в прошлом году Volkswagen продал клиентам более 12 тыс. легких коммерческих автомобилей, включая пикапы. Флагманскими моделями традиционно остались модели Т 5 (микроавтобус) и Amarok (пикап). «Успех измеряется далеко не всегда только ростом или падением объема продаж, — подчеркнул Михаил Семенихин, глава марки «Volkswagen Коммерческие Автомобили». — Успех определяется в конечном итоге удовлетворенностью и лояльностью клиентов, которые остаются верными той или иной марке даже в нелегкие времена падения рынка. И в этом отношении 2014 год был для Volkswagen очень удачным — ключевых покупателей удалось сохранить».
Слабакам здесь не место
Главная интрига в развитии рынка автомобилей LCV — смогут ли сохранить на нем свои позиции российские производители. В отличие от сегмента легковых автомобилей, где доля отечественных машин под натиском иномарок неумолимо сокращается, на рынке легкого коммерческого транспорта российский производитель все еще играет первую скрипку. Эта ситуация стала уже отчасти «классической» — например, по итогам 2011 года на отечественные компании приходилось около 70% всех продаж на рынке LCV. С долей в 51% лидером тогда был ГАЗ. Второй ключевой российский игрок — УАЗ — несколько лет назад «держал» 15% рынка. По пятам за ними шли иностранцы: Fiat, Volkswagen, Peugeot и Ford.
Примерно такой же расклад был и в прошлом году: больше всего в стране было малого коммерческого транспорта марок «ГАЗ» и «УАЗ»: 36,1% и 18,4% соответственно. И, несмотря на кризис, эта ситуация не изменится в ближайшие несколько лет. Тем более что российский бизнес предпочитает покупать отечественные машины. К примеру, в 2013 году ФГУП «Почта России» купило 601 автомобиль (из них 225 марки «УАЗ», 272 — «ГАЗ»). ОАО «РЖД» приобрело 563 машины, из них 115 — марки GAZ, 395 — UAZ. ОАО «Ростелеком» купило 508 машин (95 «Газелей» и 411 «уазиков»).
Однако давление на российских производителей автотранспорта год от года увеличивается. И в долгосрочной перспективе основными тенденциями станут постепенный рост производства коммерческих автомобилей зарубежных марок на территории России, увеличение сегмента дорогостоящих автомобилей и активация направления по переходу на газомоторное топливо. Экономические предпосылки для такого прогноза следующие: во‑первых, возможны переход на требования по более высокому экологическому классу двигателя и введение в стране ограничений по эксплуатационному возрасту автомобилей. Это неизбежно повлечет за собой обновление автопарка, который сегодня в основном состоит из машин старше 10 лет. Во-вторых, роль доли LCV в обслуживании крупнейших городов существенно вырастет. Этому уже сейчас способствует запрет въезда на МКАД грузовиков в дневное время, плата за проезд по федеральным трассам для грузовиков более 12 т.
Еще один интересный факт, касающийся рынка LCV: сколько времени проходит до первой смены владельца новой машины? Так, в 2013 году новый автомобиль в среднем продавали через 58 месяцев, вторая смена владельца происходила в среднем через 39 месяцев. Интересно, что автомобили «ГАЗ» и «УАЗ» продавали через большее количество времени, чем в среднем по рынку, — через 63 и 70 месяцев соответственно. Быстрее всего продают автомобили марки KIA, в среднем через 29 месяцев.
Как изменится ситуация на рынке коммерческих авто через год или через два, детально предположить сложно. Это будет зависеть от макроэкономических и политических факторов, а также от стратегии самих производителей и их повышения цен. Учитывая, что евро вырос уже почти в два раза, но никто не поднял стоимость автомобилей на столько же, производители наверняка работают как минимум с небольшим убытком. И если события будут и дальше развиваться по негативному сценарию, то с рынка станут один за другим уходить слабые игроки, а сильные будут работать над сокращением издержек. И кризис в результате станет отличной проверкой на устойчивость разных поставщиков LCV, стресс-тестом, который позволит рынку избавиться от «случайных» и слабых игроков.