Во «Вселенной Стивена Хокинга» просвечивают оттенки серого

Кинобиография великого физика уделяет много внимания любви, но оставляет за скобками гениальность
Николай Корнацкий
Кадр из фильма «Вселенная Стивена Хокинга». Фото: kinopoisk.ru

В российский прокат выходит биографическая драма «Вселенная Стивена Хокинга» — о том, как великий астрофизик потерял подвижность и голос, проник в тайны Вселенной и разбил женское сердце. За чертовски убедительное перевоплощение в главную знаменитость современной науки 33-летний британский актер Эдди Редмэйн недавно получил премию «Оскар».

На одной из кембриджских вечеринок студент-космолог Стивен Хокинг (Эдди Редмэйн) знакомится с Джейн Уайлд (Фелисити Джонс). Девушка учится на факультете искусств, ничего не понимает в физике и регулярно ходит в церковь, однако разность интересов не мешает общению, а скорее наоборот. На научном фронте тоже всё идет хорошо — Стивен превосходит ожидания профессоров и намеревается перевернуть все представления о Вселенной. Беда приходит откуда не ждали. Вдруг подгибаются ноги, не слушаются руки, врачи ставят Стивену страшный диагноз — боковой амиотрофический склероз. Христианка Джейн воспринимает выпавшие несчастья как знак свыше и практически заставляет Стивена взять себя замуж.

Казалось бы, здесь есть почти всё, что мы хотели узнать о Стивене Хокинге: кто эта женщина, прошедшая с ним рядом самые тяжелые годы; что это за болезнь такая, приковавшая ученого к креслу и лишившая речи; откуда взялось его фирменное чувство юмора; наконец, краткий, без зауми пересказ его важнейших теорий.

Однако «Вселенной Стивена Хокинга» не суждено стать хитом школьных уроков физики. Во-первых, мешает совершенно ненужный хронометраж в два часа, который даже в сдвоенную пару не одолеть. А также — чрезмерный акцент на личной жизни. Главные вещи проговорены скороговоркой, а сама гениальность осталась за скобками.

Фильм основан на мемуарах Джейн Хокинг, и, несмотря на усилия режиссера и сценариста, это бросается в глаза при просмотре. Конечно, создатели пытались придать истории дополнительные измерения. Так, довольно последовательно через весь фильм прослежена взаимосвязь биографии Хокинга и его области интересов: врачи со дня на день пророчат ему смерть, а он тем временем бьется над проблемой времени. Но, так или иначе, главной, самой отчетливой темой фильма стала женская жертвенность.

Спору нет — не будь Джейн, вся жизнь Хокинга сложилась бы иначе, и история их брака не может не вдохновлять. Но сама интонация рассказа вызывает невольное чувство протеста. Самый важный и трагичный конфликт любого незаурядного человека — это неумение встроиться в норму, невозможность «жить как все». Все 25 лет совместной жизни Джейн отчаянно делала вид, что, несмотря на болезнь, у них нормальная, обычная семья. В конце концов Хокинг уходит (впрочем, ненадолго) к своей сиделке Элайн Мэйсон, которая принимала его таким, какой он есть. В фильме никто никого не осуждает, но зрителя отчетливо вынуждают встать на сторону Джейн.

За удивительной биографией великого современника проглядывает обыкновенная, надоевшая, неизбывная мелодрама. Ровно та же, что сделала сумасшедшую кассу «Пятидесяти оттенкам серого». Скромная, безответная девушка всё прощает и терпит в надежде, что рано или поздно ее непутевый спутник жизни дорастет до «нормальных» отношений. Просто у Стивена Хокинга — болезнь, гениальность, сложный характер, у миллиардера Кристина Грея — нездоровая тяга к плеткам и наручникам. Вот и вся разница.