Член центрального штаба «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), директор фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» Эдуард Гаврилов раскритиковал закупку Минздравом в конце 2014 года пневмококковой вакцины на 3,4 млрд рублей, необходимость в которой, по его словам, не подтверждена эпидемиологическими исследованиями.
— Минздрав России заключил контракт на закупку вакцины в отсутствие данных эпидемиологических исследований о том, какие именно серотипы пневмококка встречаются в России. Согласно выводам Роспотребнадзора, уровень диагностики пневмококковой инфекции в Российской Федерации недостаточен, а данные ее статистического учета не отражают истинного уровня заболеваемости. Получается, что в календарь введена вакцина по инфекции, достоверных данных по которой нет, — отметил Эдуард Гаврилов.
Он направил в министерство письмо, в котором говорится, что заключение контракта в отсутствие данных эпидемиологических исследований ставит рациональность закупки вакцины, стоимость которой составила примерно треть общего бюджета национального календаря прививок (10,2 млрд рублей), под вопрос.
В своем обращении активист ОНФ просит обосновать закупку конкретного американского препарата (при наличии других производителей), объяснить отсутствие эпидемиологических исследований, необходимых для использования вакцины, а также предоставить план действий министерства по исполнению поручений президента в части импортозамещения в сфере медицины.
«Закупка была осуществлена без учета двух рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ рекомендует вакцинацию пневмококковой вакциной в первую очередь в странах с высокой детской смертностью — для детей младше 5 лет с уровнем летальности более 50 на 1000 человек. Такие показатели отмечаются в основном в странах Африки. В Российской Федерации статистика гораздо более благоприятная. Так, в 2013 году от всех заболеваний в возрасте до 5 лет умерло менее 1 (0,8) ребенка на 1000 детей данной возрастной группы. Кроме того, ВОЗ рекомендует проводить эпиднадзор за инфекцией не менее чем за 2 года до внедрения вакцины», — говорится в документе.
Эдуард Гаврилов отмечает, что закупка вакцины иностранного производства в условиях экономических санкций не соответствует и требованиям национальной безопасности, «так как обеспеченность пациентов именно этими препаратами не гарантирована». По его словам, ОНФ намерен обратить внимание на сомнительную закупку не только Минздрава, но и ФАС и Счетной палаты.
Он также рассказал, что закупленная Минздравом вакцина против пневмококка является продуктом компании Pfizer (США), но выдается за отечественную продукцию, хотя в России была лишь расфасована.
В ОНФ «Известиям» пояснили, что контракт был заключен с единственным поставщиком — ООО «НПО «Петровакс Фарм».
— Единственная в России фармацевтическая компания, которая осуществляет вторичную упаковку пневмококковой вакцины, — это НПО «Петровакс Фарм». 25,1% акций ее принадлежат английскому Европейскому банку реконструкции и развития, — рассказали в «Общероссийском народном фронте».
По словам Эдуарда Гаврилова, существующие подходы ставят страну в технологическую зависимость от зарубежного поставщика в такой крайне чувствительной сфере, как здравоохранение.
— В послании Федеральному собранию в декабре 2014 года глава государства говорил, что в течение 3–5 лет необходимо обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами — в значительной степени собственного производства. А если в санкционный список попадут и лекарственные средства, то пострадают дети, которым сделают прививку, требующую повторного вакцинирования. Это серьезный повод акцентировать внимание на реальном производстве собственных медпрепаратов, не выдавая чужой продукт за собственный, а также усилить надзор в этой сфере, — заявил директор фонда «Здоровье».
Член центрального штаба ОНФ, депутат Государственной думы Михаил Старшинов также говорит о необходимости детальной проверки обоснованности закупки Министерства здравоохранения со стороны контролирующих органов. Он подготовил запросы с просьбой подключиться к расследованию в Счетную палату и ФАС.
— Мы считаем, что в рамках своей экспертно-аналитической работы, а может быть, и контрольных мероприятий аудиторы смогли бы более профессионально разобраться в этой ситуации: насколько соответствуют интересам страны многомиллиардные закупки иностранных лекарств, необходимость в которых не доказана должным образом, и почему на этом зарабатывают американские товаропроизводители и английские банки? — задает вопросы Михаил Старшинов.
В Счетной палате и ФАС заявили, что как только ведомства получат запросы, они будут оперативно рассмотрены.
В свою очередь, представитель Минздрава России Игорь Ланской отметил, что решение о включении вакцинопрофилактики от пневмококковой инфекции в национальный календарь прививок принималось на основании многолетней работы, проведенной совместно с экспертами в области педиатрии, пульмонологии и эпидемиологии. Начало этой работе было положено еще командой Минздравсоцразвития России.
Советник министра сообщил, что ведомство готово предоставить представителям ОНФ всю необходимую информацию, в том числе протоколы межведомственных совещаний, предложения и заключения других ведомств, включая ФАС и Роспотребнадзора, а также экспертные заключения, подтверждающие необходимость использования вакцины, обоснованность ее закупок и ценообразования.
Игорь Ланской уточнил, что в России 13-валентная вакцина не производится.
— В аукционной документации было четко указано, что будет закупаться вакцина зарубежного производства, — пояснил он. — В случае если запрос представителей ОНФ будет направлен в Минздрав России, мы ответим на него предметно. Необходимо отметить, что цена закупки была сформирована с учетом мониторинга рынка и в итоге была установлена существенно ниже предельной отпускной цены на вакцину, определенной в госреестре предельных отпускных цен.