Стив Карелл примерил орлиный нос в «Охотнике на лис»

Спортивная драма Беннетта Миллера на реальном примере доказывает, что дружбу за деньги не купишь
Николай Корнацкий
Кадр из фильма «Охотник на лис». Фото: kinopoisk.ru

В российский прокат выходит «Охотник на лис» — один из главных фильмов оскаровской гонки года. Эта спортивная драма быстро оборачивается трагикомедией об одиночестве, но в конце зритель не увидит ничего смешного.

Впрочем, финал «Охотника» известен заранее, ведь в основе фильма — реальная история. В 1987 году миллионер Джон Дюпон (его играет Стив Карелл) решил заняться благотворительностью и любезно предложил свое фамильное поместье для тренировок олимпийскому чемпиону по вольной борьбе Марку Шульцу (Ченинг Татум). На обширных угодьях Джон приказал построить тренировочную базу и собрал целую команду спортсменов «Охотников на лис», оставив себе роль наставника и идеолога.

Между борцом и богачом завязались довольно близкие отношения, которые можно было бы назвать дружбой, не будь ряда отягчающих обстоятельств. Марк комплексует из-за брата Дэйва (Марк Руффало), заменившего ему отца и тренера. Дэйв тоже олимпийский чемпион (в другой весовой категории), но гораздо более талантливый. И Дюпон для Марка — способ выйти из тени брата и стать самостоятельной личностью.

У Дюпона свои проблемы. Во-первых, вечно недовольная мама (великая Ванесса Редгрейв), которая не понимает и не может понять его «плебейское» увлечение борьбой. Дюпоны, сделавшие деньги на химической промышленности, в качестве наследственного хобби разводили породистых лошадей. Но отпрыску рода плевать на традиции: Джон сметает с полок кубки за победы на скачках и выставляет на видное место медали своих «охотников».

Проблема номер два: одиночество. У Джона всегда были деньги, но никогда не было друзей. В детстве намечался один, но и тому, как оказалось, платила мама. Спортсмены, поселившиеся в его поместье, станут для него настоящей семьей, а привязанность к Марку в какой-то момент даже перейдет допустимые границы. Безумие будет возрастать медленно, но верно, а паранойя не оставит вариантов.

Поначалу «Охотника на лис» очень трудно воспринимать серьезно. Не столько из-за отчетливо сардонической интонации, сколько из-за массивного грима. Каждого из трех, в общем, довольно известных актеров, сложно узнать. Марка Руффало наградили искусственной плешью, Ченинга Татума — капой (чтобы нижняя челюсть сильнее выдавалась вперед), но больше всего досталось Стиву Кареллу: состарили лет на десять, проредили волосы и докончили портрет накладным орлиным носом.

Но, как выяснится далее, грим не помешает, а напротив, даже обнажит в комике Стиве Карелле, известном по «40-летнему девственнику» и ситкому «Офис», невиданный драматический талант. Скомканное недоразумение, человек-коряга, «орнитолог, филантроп, филателист», влиятельный богач, не умеющий ни проигрывать, ни прощать — Джон Дюпон стал одной из самых ярких актерских работ года.

Режиссер Беннетт Миллер — бывший документалист, и в своем игровом кино всегда берет за основу реальные истории. «Охотник на лис», как ранее «Капоте» и «Человек, который изменил всё», превращает факт жизни в факт искусства. Разумеется, с неизбежными потерями: слишком отчетлива мораль, слишком понятны герои.

Но сколько бы ни протестовал настоящий Марк Щульц, который не принял итоговую трактовку («не так всё было, переврали!»), хотя на подготовительном этапе сам консультировал создателей, всё это уже ничего не изменит — приживется и останется именно представленная в «Охотнике на лис» интерпретация. Потому что кино хорошее, а реальность мало кого волнует.