В антикризисном плане правительство заложило рост безработицы на 68%

Официальный прогноз по числу получателей пособия по безработице увеличен на 650 тыс. человек
Екатерина Маркелова, Арсений Погосян
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

На протяжении всей разработки антикризисного плана правительства одной из его основных задач называлась социальная стабильность — собственно, документ так и назван: «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности». В числе прочего планом предусмотрено выделение дополнительно до 30 млрд рублей на выплаты безработным «при росте числа граждан, признанных в установленном порядке безработными». Как сообщили «Известиям» в Минтруда, в бюджете на 2015 год было заложено 42 млрд рублей для выплаты пособий по безработице для 950 тыс. человек. Дополнительные 30 млрд рублей, как отметил представитель министерства, предназначены для выплаты пособий еще 650 тыс. граждан. То есть число адресатов пособий, как ожидается, вырастет до 1,6 млн человек (+68%).

Главное отличие от плана-2008 — отказ от сокращения расходов на оборону

По данным Росстата, в декабре 2014 года порядка 4 млн человек, или 5,3% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда). В докладе ведомства отмечалось, что как безработные в госучреждениях службы занятости населения зарегистрированы 900 тыс. человек, в том числе 700 тыс. человек получали пособие по безработице. То есть число россиян, получающих пособие по безработице, может вырасти в 2,3 раза.

Для сравнения: в декабре 2008 года число граждан, которым назначено пособие по безработице, составляло 1,3 млн человек. В 2009-м в отдельных месяцах показатель достигал 1,8 млн человек, в начале 2010-го был достигнут пик за весь период предыдущего кризиса — 1,9 млн человек. Затем показатель пошел на убыль.

На реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в плане заложено до 52,2 млрд рублей. Постановлением правительства от 22 января 2015 года предусмотрен перечень таких мероприятий. Это, например, предоставление временного места работы сотрудникам предприятий, находящихся в простое, а также опережающее профобучение работников, находящихся под риском увольнения.

В социальном блоке плана содержится также мера, опробованная в кризис 2008 года, — предоставление единовременной выплаты из материнского капитала. Правда, ее размер увеличен с 12 тыс. до 20 тыс. рублей.

В новом плане эксперты заметили сходство с антикризисным планом 2008 года, но главное отличие текущего плана — отказ от сокращения расходов на оборону, отметил старший научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. Сам документ в 2008 году назывался «планом действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики».

Кроме того, в плане-2015 по сравнению с планом-2008 уделено больше внимания субсидированию и поддержке сельского хозяйства, тяжелой промышленности и новым мерам по снятию напряженности на рынке труда, добавляет директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

— Вместо вкачивания денег в финансовые институты будет поддержка реального сектора экономики, который пострадал по большей части из-за введенных санкций, — уверен Климанов. — То, что правительство ясно осознает, к чему идет российская экономика, и является главным позитивным отличием нынешнего кризиса от прошлого. К примеру, о непонимании реального состояния экономики в 2009 году свидетельствует крупнейшее в истории поднятие зарплат бюджетников и военнослужащих.

Но на этот раз Россия рискует лишиться и своих суверенных фондов, считает Чернявский. По его подсчетам, в прошлый кризис 2008–2009 годов Россия расходовала свои запасы как минимум в два раза медленнее. Половины трат, по словам эксперта, можно было избежать, если бы нынешняя антикризисная программа была разработана и применена с началом падения рубля. От последствий кризиса 2015 года Россия за год или два, как это было в 2009–2010 годах, не избавится, уверены эксперты.

Львиная доля уйдет на спасение банков

В целом принятый правительством антикризисный план предусматривает сокращение в 2015 году расходов бюджета на 10% по многим статьям, за исключением социальной сферы, сельского хозяйства, оборонного сектора и исполнения международных обязательств России.

Общая стоимость плана — 2,3 трлн рублей, наибольшие объемы пришлись на банки. Часть мероприятий, представленных в антикризисном плане, была проработана еще в прошлом году. Так, в декабре принят закон о выделении Агентству по страхованию вкладов 1 трлн рублей на докапитализацию банков (через облигации федерального займа путем обмена их на привилегированные акции). Также в конце прошлого года принят закон о предоставлении банкам до 10% средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для финансирования инфраструктурных проектов. На 1 декабря ФНБ достиг 3,9 трлн рублей, а 10% фонда — это около 390 млрд рублей. В плане заложено выделение средств из ФНБ на эти цели в меньшем объеме — до 250 млрд рублей.

Еще до 300 млрд рублей из ФНБ будет предоставлено госкорпорации Внешэкономбанк. Средства будут направлены на кредитование реального сектора экономики. Напомним, что докапитализация банков является одной из антикризисных мер, предложенных Центробанком после рекордного обвала рубля в декабре. В качестве стабилизационной меры планом предусмотрено создание банка «плохих долгов» для выкупа проблемных активов кредитных организаций. Предложения по его созданию до конца января подготовят Минфин, Минэкономразвития и ЦБ. В кризисном 2008 году данная идея также обсуждалась, но банк так и не был создан.

Один из пунктов антикризисного плана призван нивелировать последствия повышения со стороны ЦБ ключевой ставки до 17%, что сказалось на стоимости кредитов для бизнеса. Компании получат субсидии на компенсацию части процентной ставки. На такую поддержку смогут рассчитывать промышленные предприятия, которые реализуют проекты по замещению импорта. На эти цели заложено 20 млрд рублей. В числе мер — компенсация оборонным предприятиям возросших расходов при покупке импортных комплектующих в связи с изменением курса. Объем такой поддержки проектом не определен. На поддержку сельского хозяйства в соответствии с планом в 2015 году дополнительно будет выделено до 50 млрд руб. Еще 2 млрд — на субсидирование скидки на сельскохозтехнику отечественного производства.

Предусмотрены меры по снижению финансовой нагрузки на бизнес. Речь идет, в частности, о предоставлении регионам права снижать ставки при упрощенной системе налогообложения (c 6% до 1%) и для тех, кто применяет единый налог на вмененный доход (c 15% до 7,5%).

Согласно плану, действие закона о введении двухлетних налоговых каникул для начинающих предпринимателей будет расширено. Напомним, с 1 января этого года ставка в размере 0% может быть применена в производственной, социальной и научной сферах. Данную норму распространят также на сферу производственных и бытовых услуг. Такие поправки Минфин и Минэкономразвития должны представить в правительство до конца февраля.

Предусмотрены планом также каникулы для владельцев опасных объектов по внесению платежей в рамках обязательного страхования на случай ЧП. К опасным объектам относятся гидротехнические сооружения электрогенерирующие компании, горно-металлургические предприятия, автозаправочные станции, канатные дороги, лифты, эскалаторы и пр.