Фонд «Сколково» в партнерстве с регионами России, ведущими производителями оборудования и коммунальными предприятиями проводит конкурс инновационных проектов в области повышения энергоэффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Заявки на участие в конкурсе «Инновационный квартал» принимаются до 3 апреля 2015 года. В ходе отбора будут рассматриваться проекты, имеющие значительный инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Партнерами конкурса уже стали ведущие производители оборудования для ЖКХ, такие как Danfoss, Panasonic, Schneider Electric, а также ведущие российские коммунальные и энергетические компании, например МОЭК, РКС, КЭС-холдинг, «Интер РАО», строительная компания «Мортон» и производитель стройматериалов Saint Gobain. В состав жюри войдут представители компаний-партнеров и отраслевые эксперты, которые выберут наиболее перспективные проекты. Конкурс проводится при поддержке Министерства энергетики РФ и Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Победители конкурса, которые могут рассчитывать на получение гранта «Сколково» до 5 млн рублей, определятся уже в начале мая. «Мы ожидаем существенный интерес российских малых инновационных предприятий к этому конкурсу. Финалисты конкурса получат не только грантовую поддержку от фонда, но и, что не менее важно, возможность представить свой проект потенциальным потребителям и провести опытно-промышленное испытание своих технологий. Наша цель — помочь инновационным компаниям в сегменте ЖКХ довести свои разработки до рынка и построить успешный бизнес», — подчеркнул Николай Грачёв, вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий (ЭЭТ). Важно отметить, что этот конкурс, как и остальные конкурсы «Сколково», проводится именно для того, чтобы выявлять новые перспективные технологии и способствовать их скорейшему внедрению. «Так, финалисты прошлогоднего конкурса в области электроэнергетики «Энергопрорыв» сейчас готовят тестирование своих технологий в компании МОЭК (Московская объединенная энергетическая компания), — отметил Николай Грачёв. — Нашими партнерами являются компании, где победители конкурса смогут по-настоящему начать «отрабатывать» свои технологии. То есть конкурс свяжет малые инновационные компании с крупными игроками рынка ЖКХ».
Простор для творчества
Более 50% от общего потенциала энергосбережения страны связано с сегментом ЖКХ. Энергоемкость коммунальных услуг в России в 3–4 раза превосходит аналогичные показатели стран со сходным климатом.
Более 80% стоимости услуг ЖКХ — это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Сектор отличается высоким износом инфраструктуры и зачастую уровнем технологий середины прошлого века. Степень износа объектов коммунальной инфраструктуры в среднем в ЖКХ составляет 60%. Поэтому одной из ключевых предпосылок для снижения себестоимости коммунальных услуг и энергоемкости ЖКХ является массовое использование новых технологий.
«Да, проблемы в этой отрасли большие, — отмечает Николай Грачёв, — но и потенциал развития здесь просто огромный! Модернизация коммунальной инфраструктуры позволит реализовать большой потенциал энергосбережения. Одна из основных целей работы «Сколково» — это поддержка развития отечественных инновационных технологий, и мы видим, что в теме ЖКХ есть большой отложенный спрос на такие решения. Многие из этих технологий могут и уже разрабатываются в России, и наша задача поддержать отечественных инноваторов и производителей».
Возможностей для внедрения новых решений в ЖКХ действительно очень и очень много: нужны как базовые решения — например, по изоляции теплотрасс и зданий, так и более прорывные технологии «завтрашнего дня» — например, такие, как технологии для «интеллектуального дома и «интернета вещей».
«У отечественных инноваторов, которые хотят развиваться в этом сегменте, есть большой простор для творчества. Но в то же время в секторе ЖКХ есть объективные проблемы с внедрением инноваций», — уверен Николай Грачёв. Это и вопросы тарифного регулирования, отраслевых стандартов и часто — менталитета. По словам эксперта «Сколково», отдельная задача, которую призван решить в том числе и конкурс «Инновационный квартал», — это стимулировать спрос на инновации в самой отрасли, которая до сих пор остается очень инертной в отношении новых решений и технологий. Изменения, конечно, происходят, но очень медленно. Разработаны классы энергоэффективности для жилого фонда, появились первые компании, занимающиеся энергоаудитом, и производители энергоэффективных решений для ЖКХ. «Ряд компаний, которые раньше занимались просто импортом западных технологий, перешли или хотят перейти на производство внутри страны. Следующий шаг — это локализация НИОКР, разработка перспективных решений, заточенных под потребности российского ЖКХ. Мы надеемся, что участники нашего конкурсы и компании «Сколково» помогут хотя бы частично решить эту задачу», — рассказал Николай Грачёв.
Так, один из партнеров конкурса (а также ключевой партнер Фонда «Сколково») — компания Panasonic имеет целый ряд продуктов и технологий, которые могли бы найти в нашем комплексе ЖКХ весьма эффективное применение. «В первую очередь это системы видеонаблюдения и эковизуализации, — рассказал Герман Гаврилов, руководитель отдела развития бизнеса «Panasonic Россия». — Система эковизуализации — абсолютно новое решение, которое в России пока мало используется, несколько пилотных проектов было реализовано нами в сфере образования. Однако мы видим, что и в ЖКХ эта система могла бы работать успешно. Она позволяет найти «узкие места» в ресурсопотреблении, то есть определить, где происходит нерациональный расход электричества, тепла, воды, газа. По сути, это система счетчиков, которая собирает данные со всех приборов учета в жилом комплексе, заносит их в единую базу данных и потом доносит до потребителя при помощи информационных дисплеев. В результате жильцы и управляющая компания могут видеть, где в здании в данный момент происходит неразумное потребление энергии либо других ресурсов. У этой системы очень продвинутый функционал, но она требует доработки и адаптации для российских заказчиков (перевод с японского языка, например), и при помощи решений участников конкурса «Инновационный квартал» мы надеемся ее переработать для эффективного внедрения в России». По словам Германа Гаврилова, компанию Panasonic также интересуют проекты по адаптации и внедрению новых решений в системах отопления, охлаждения, кондиционирования и вентиляции, управления освещением. К ним эксперты и будут присматриваться в ходе конкурса.
Экономия должна быть экономной
Потенциал для внедрения инноваций и повышения эффективности работы есть во всех направлениях ЖКХ. Проекты на конкурс как раз принимаются по одному из этих направлений: интеллектуальные системы управления энергопотреблением; системы отопления, охлаждения, кондиционирования и вентиляции; технологии освещения; строительные материалы; технологии водоснабжения; переработка отходов. «На мой взгляд, самый критичный сегмент ЖКХ с точки зрения энергоэффективности — это теплоснабжение, там потери просто «зашкаливают», — говорит Николай Грачёв. — В России на квадратный метр обогреваемых площадей тратится в несколько раз больше теплоэнергии, чем, например, в Финляндии». Проблем действительно много. Это и изношенность теплотрасс, и высокая потеря тепла в процессе передачи, невозможность поквартирного учета потребления тепла (что стимулировало бы, кстати, экономию тепла в каждой квартире)... «Передача тепла — изоляция труб, эффективная замена и эксплуатация теплотрасс, оптимизация потребления в самом доме, стимулирование потребителей к экономии — потенциал экономии в тепловом сегменте самый существенный!» — подчеркнул эксперт.
Из 280 компаний — резидентов кластера ЭЭТ темой ЖКХ занимаются порядка 40, и одна из задач конкурса — привлечение как можно большего числа новых стартапов в эту сферу. Они смогут получить дополнительную поддержку в «Сколково» для ускорения своего развития — доступ к лабораторной инфраструктуре, поиск потенциальных партнеров и инвесторов, работа с опытными менторами, маркетинговая поддержка и участие в профильных конференциях. Спрос на технологии участников «Сколково» уже есть, в том числе в теплосетевом бизнесе. «Наша компания работает в Санкт Петербурге и предлагает комплексную технологию, основанную на достоверном определении технического состояния тепломагистралей с применением роботизированных комплексов собственной разработки, — рассказала Ксения Есаулова, руководитель отдела группы компаний «Диаконт». — Использование нашей технологии позволяет повысить безопасность эксплуатации трубопроводов тепловых сетей за счет своевременного выявления и ремонта критически опасных участков, а также существенно увеличить экономическую эффективность ремонтно-восстановительных работ по сравнению с традиционной перекладкой (заменой)». Суть технологии в том, что специальный робот загружается внутрь трубы и исследует фактическое состояние трубопровода, определяя критические зоны, требующие незамедлительного ремонта. «В зависимости от характера и площади повреждений трубопровода осуществляется либо локальная замена участков трубы, либо проводится санация путем нанесения изнутри на стенки трубы антикоррозионного цементно-полимерного покрытия», — отметила Ксения Есаулова. Сегодня уже идут пилотные испытания этой технологии на объектах ГУП «ТЭК СПб» и ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга».
Еще один резидент кластера ЭЭТ Фонда «Сколково» — Уральский завод полимерных технологий (УЗПТ) «Маяк» — реализует проект «Интеллектуальный рукав для восстановления/футеровки трубопроводов различного назначения». Принцип действия инновационной технологии прост: в предварительно очищенную трубу помещают интеллектуальный рукав — пластиковую трубку меньшего диаметра. С помощью парогенераторных установок конструкцию нагревают до 140–200 градусов. «Рукав» расширяется, упирается в стенки ремонтируемого трубопровода и создает внутреннее износостойкое пластиковое покрытие... «Мы считаем, что наша новация применима для различных отраслей производства: от нефтегазовой до химической, — подчеркнул генеральный директор компании Дмитрий Алявдин. — Но для системы ЖКХ, где каждый житель России всякий раз сталкивается с авариями, как только начинается новый отопительный сезон или температура на улице существенно снизилась, она особенно важна и нужна! Мы несколько лет назад начали заниматься изучением изменений свойств полимерных материалов — гамма-квантовой модификацией. Сама тема была подсказана руководством ФГУП «ПО «Маяк» — градообразующим предприятием нашего города Озерска».
Сейчас проект «Интеллектуальный рукав» находится на стадии выхода на коммерциализацию, рассматривается возможность применения этой технологии в крупных компаниях Москвы — МОЭК и КЭС-холдинге. «Эти организации обладают огромными рынками — у каждой более 10 тысяч километров эксплуатируемых трубопроводов, — рассказал Дмитрий Алявдин. — Для нашего проекта — это стратегические заказчики. Получив от МОЭК и КЭС-холдинга положительное заключение, мы смело можем настраиваться и на их коллег в других регионах России!»
История успеха
Михаил Амелькин, генеральный директор группы компаний «Тион» (резидент «Сколково» из Новосибирска)
Наш проект «Умный микроклимат» направлен на создание комфортного и здорового микроклимата с максимальной энергоэффективностью. Несколько предпосылок в цифрах. Для дыхания среднему человеку необходимо подавать в дом с улицы около 30 м3 свежего воздуха в час. Этого достаточно для удаления из воздуха углекислого газа, который мы выдыхаем. Избыток углекислого газа ведет к гипоксии, наш мозг перестает получать достаточно кислорода. В итоге мы просыпаемся разбитыми и с «квадратной» головой, если спим в духоте. Но это не все. Для того чтобы удалить остальные загрязнители — инфекцию, аллергены, запахи, вредные газы, которые выделяют мебель и отделка, пыль и прочее, — нам надо еще 30–60 м3. Если мы будем подавать весь этот воздух с улицы (например, открывая окна), то зимой его придется греть, а летом — кондиционировать. Это существенные затраты. Первый шаг: очищать и обеззараживать воздух внутри помещения высокоэффективными комплексными системами. Второй шаг: сделать «умную вентиляцию», которая будет подавать ровно столько воздуха, сколько нужно именно сейчас присутствующим в квартире людям, не больше и не меньше. Третий шаг — это научится дешево и надежно очищать воздух от углекислого газа. Кислорода в воздухе в сотни раз больше, чем углекислого газа, это значит, что приток можно будет сократить до 1–3 м3 в час. Нагрев каждого кубометра воздуха в час от –20 до +20 градусов требует около 14 ватт мощности, то есть чтобы обогревать зимой среднее количество воздуха, необходимое для комфортного дыхания одного человека, требуется около 0,5 кВт! А реальные цифры выше из-за неэффективного использования вентиляции или проветривания. Например, сократив эту цифру вдвое, можно снизить необходимость в мощностях более чем на 30 ГВт в масштабах страны.
В этом же проекте появятся системы воздушного отопления, энергоэффективные кондиционеры без внешних блоков, увлажнение и общая система управления всем микроклиматом, которая измеряет параметры воздушной среды и управляет всеми устройствами в квартире для поддержания комфортных параметров воздуха и максимальной энергоэффективности. Гарантировано существенное сокращение расходов на отопление и электроэнергию плюс для потребителя — это действительно здоровый микроклимат и защита от угроз плохой экологии, с профессиональной очисткой воздуха, отсутствием духоты, оптимальными температурой и влажностью. Все решения доступны для обычной семьи как по деньгам, так и по сложности монтажа. Можно сказать, что наша задача в том числе адаптировать дорогие и сложные профессиональные климатические решения для обычного потребителя, для каждой квартиры.
Мы уже успешно вывели на рынок первые продукты этой системы — компактные приточные установки для квартир бризеры Tion 02. Бризеры — это инновационные устройства для приточной вентиляции, очистки и обеззараживания воздуха, профессиональные и бытовые. Они позволяют не открывать окна, забирая с улицы контролируемое количество воздуха, что повышает эффективность расходования тепла. Бризеры разлетаются как горячие пирожки, люди покупают их в основном в уже заселенные квартиры, так как установка не требует сложного монтажа и ремонта. Что касается рынка новостроек, то месяц назад мы подписали контракт с новосибирским застройщиком жилого комплекса «Оазис» на комплексное оснащение бризерами многоквартирных домов на этапе строительства. Управляющая компания получит энергосбережение, а жильцы — отличную экологию и здоровый микроклимат!
Также на рынок уже успешно выведены приборы для очистки и обеззараживания воздуха внутри помещений — это рециркуляторы Tion А и Tion Clever. В том числе эти приборы используются в сотнях больниц по всей России, придя на смену ультрафиолету, показав более высокую эффективность очистки и обеззараживания и более низкое энергопотребление. Следующий шаг, который будет сделан в этом году, — это система мониторинга воздуха и управления климатическими устройствами, в том числе бризерами, кондиционерами, увлажнителями и так далее. Это еще один шаг в направлении комфорта и энергосбережения.
Прямая речь
Максим Агеев, руководитель энергетического бюро Schneider Electric в России
Мы с радостью откликнулись на предложение Фонда «Сколково» стать партнером конкурса энергоэффективных проектов в сфере ЖКХ «Инновационный квартал». Это возможность привлечь внимание общественности к энергоэффективному потенциалу, которым обладает сфера ЖХК. Также мы стремимся быть на передовой разработок и участвовать в жизни стартап-сообществ в ключевых странах, в число которых, несомненно, входит Россия. Важно, что конкурс способствует претворению проектов в жизнь, предлагая финансирование, так как именно в сфере ЖКХ нереализованный потенциал повышения энергоэффективности огромен, в то время как механизмы финансирования в достаточной степени ограничены. От конкурса мы ждем прежде всего новых и перспективных идей, а также интересных встреч. Вполне возможно, что кто-то из молодых специалистов, подавших заявки на участие в конкурсе, после общения с нашими экспертами заинтересуется карьерными возможностями в Schneider Electric. Наши двери всегда открыты для талантов. Об этом знают студенты 25 ведущих российских технических вузов, с которыми работает наша компания в рамках совместных образовательных программ.