Минприроды усилит законодательную базу в области защиты животных

В ведомстве создается рабочая группа по обновлению законодательства об охране животного мира
Светлана Субботина, Игорь Казаков
Фото: Глеб Щелкунов

Министерство природных ресурсов и экологии выступило с инициативой создания рабочей группы по совершенствованию законодательства об охране животного мира.

Как рассказали «Известиям» в Минприроды, в рабочую группу войдут представители разных министерств и ведомств, а также эксперты и представители бизнеса, связанного с животными. Возглавит группу министр Сергей Донской.

В настоящее время в российском законодательство в области охраны животных имеется множество пробелов — не существует правил использования животных в научных экспериментах, биологическом тестировании и учебном процессе, нет положений, регулирующих отлов безнадзорных, потерявшихся, брошенных, бродячих животных, нет регламентирования условий содержания животных на зверофермах. До сих пор нет регламента о запрещении жестоких способов умерщвления животных.

— Необходимо комплексное решение проблемы, поскольку опыт показывает, что на уровне отдельных регионов или госорганов ее решить нельзя. Необходима обязательная координация действий всех заинтересованных сторон — от зоозащитников до властей всех уровней, — пояснили в Минприродресурсов.

Что касается диких животных, то Министр Сергей Донской рассказал «Известиям», что в масштабах страны в настоящее время в правовом плане регулируются только вопросы законности приобретения животных, а условия их содержания и разведения — нет, так как отсутствуют нормативно-правовая база, прописанные правила содержания и использования диких животных в неволе. Соответственно, нет и конкретной расшифровки таких фундаментальных понятий, как «воля» и «неволя». Законодательно регулируются только условия содержания животных в зоопарках и питомниках. Хотя подчас условия и там не всегда соответствуют требованиям, необходимым для полноценного существования диких животных.

Министр отметил, что одной из важнейших причин жестокого обращения с животными является низкий уровень экологической культуры населения. Во многом это вызвано почти полным отсутствием качественной пропаганды бережного отношения к природе. Сергей Донской считает, что для изменения ситуации необходима активная и системная работа по этому направлению в каждом субъекте Российской Федерации.

Как рассказали «Известиям» в ряде зоозащитных организаций, никакими законами не регулируются и деятельность частных зоопарков или передвижных зооцирков. А частные гостиницы для животных не дают гарантий по их охране, и если с животным что-то случится, то очень сложно будет привлечь администрацию такого заведения к ответственности.

Директор Московского зоопарка по зоологической работе Сергей Попов тоже считает, что ддействующее законодательство нуждается в дополнениях и более глубокой проработке, так как не регулирует массу вопросов. По его мнению, серьезной проблемой является то, что зоопарки, согласно классификации ЮНЕСКО, являются музеями живой природы, но на практике имеют свою специфику, так как их «экспонаты» имеют свойство размножаться и умирать.

— Законодательство, на основании которого действуют настоящие музеи, направлено на сохранность, неизменность и наличие некой материальной стоимости. Применительно к животным это работает плохо. Например, нормы действующих законов препятствуют передаче животных из зоопарка в зоопарк, так как по закону это то же самое, что передача картин одной галереи другой. В отличие от картин передача животных из зоопарка в зоопарк необходима с точки зрения сохранения вида, — отметил он.

По словам Сергея Попова, законодательство в области защиты животных не устанавливает минимальных требований к зоопаркам и их статусу, что дает лазейку для всевозможных передвижных зоопарков, в которых зачастую животные содержатся в ненадлежащих условиях.

— Это дает лазейку для разъездных зверинцев, которые во всем мире запрещены, а у нас их множество. Более того, нет возможности выполнить даже имеющийся закон, — сетует он. — Сегодня, когда надзорные органы имеют все основания или просто обязаны по закону животное конфисковать, им просто некуда его отправить, потому что не развита система питомников.

С тем, что проблема назрела и требует решения, согласна и руководитель петербургского отделения Центра защиты прав животных «Вита» Динара Агеева.

— Необходимо принимать общий и фундаментальный закон о защите животных, — заявила она «Известиям».

Международный эксперт, партнер «Делойт и Туш» Елена Лазько напомнила, что в Гражданском кодексе животное оценивается как имущество, которое может быть изъято за жестокое обращение путем выкупа и никак иначе. За убийство животного не всегда предусмотрено уголовное наказание. За нарушение правил перевозки животных предусмотрен штраф от 500 до 1 тыс. рублей. В России уголовная ответственность за жестокое обращение с животными в виде лишения свободы до 2 лет (ст. 245 УК) практически никогда не применяется и назначается только в исключительных, резонансных случаях. В большинстве уголовных дел суд ограничивается штрафом и исправительными работами. Стоит ли удивляться, что в нашей стране процветают так называемые дуремары, которые в жутких условиях перевозят через границу редких животных.

— В законодательстве других стран зафиксирован запрет на использование животных в зрелищных мероприятиях, регулируется их отлов и запрещаются бои, — отметила Елена Лазько, — в то время как в российском законодательстве в явном виде такого запрета нет.

По словам представителей Минприродресурсов, планируется, что под законодательное регулирование попадут также фотобизнес, связанный с использованием животных, переездные зооцирки, использование животных для рекламы и в качестве объектов притравки на охотничьих станциях.

Попытки навести порядок с охраной животных на законодательном уровне предпринимаются не только в профильном министерстве. В Общественной палате осенью 2014 года прошли общественные слушания, которые касались закона о защите животных, свои рекомендации общественники направили в Государственную думу для рассмотрения. Напомним, что в нижнюю палату парламента был внесен соответствующий законопроект, который ожидает рассмотрения в первом чтении.