«Звездная карта» разоблачила Голливуд

Режиссер Дэвид Кроненберг продолжает изучать деформации человеческой натуры
Светлана Наборщикова
Кадр из фильма «Звездная карта»: kinopoisk.ru

«Звездная карта» Дэвида Кроненберга, выходящая на российские экраны, расколола аудиторию еще на минувшем Каннском фестивале, где участвовала в основном конкурсе. Одни посчитали картину автора «Космополиса» очередной удачей в изучении деформаций человеческой натуры с целью ее последующей коррекции. Другие говорили, что это изучение выглядит настолько мерзостно, что вызывает рвотный рефлекс, а подобная физиология выходит за рамки искусства.

Свой резон есть и у первых, и у вторых, и особенно у третьих — тех, кто пойдет на фильм ради великолепной Джулианны Мур, сыгравшей роль стареющей кинодивы. Ее героиня по имени Гавана — ухоженная дама за 50, умеренно тонизирующая себя алкоголем и наркотиками. Бурная артистическая карьера осталась в прошлом, в настоящем — ни любви, ни семьи, ни детей. О профессиональной востребованности и говорить не приходится — даже ради проходных ролей приходится делить постель с разными сомнительными личностями.

Правда, есть дом на голливудских холмах, доставшийся от матери, тоже актрисы, и удачно вложенные деньги, обеспечивающие небольшой по местным меркам, но стабильный доход. А самое главное — есть мечта. Гавана страстно желает сыграть роль собственной матери в римейке ее фильма и таким образом избавиться от странных визитов — призрак мамаши, недвусмысленно посягающей на целомудрие дочери (чем больше «колес» употребляет героиня, тем агрессивнее посягательства), является к ней с завидной регулярностью.

В конце концов Гавана получает роль (надо видеть, как она радуется, узнав, что конкурентка потеряла сына, впала в депрессию и выбыла из гонки), а вскоре после этого — серию смертельных ударов по голове. Актрисе мстит ее личная ассистентка (Миа Васиковски) — оказывается, воскресшая к жизни Гавана переспала с ее парнем (Роберт Патиссон).

Сыграв в «Звездной карте», Джулианна Мур удостоилась Золотой пальмовой ветви за лучшую женскую роль, и это абсолютно справедливая награда. Тончайшее психологическое исследование женской судьбы сделано ею с беспощадной точностью и глубоким сочувствием к непутевому персонажу.

Впрочем, в каннском конкурсе имелись роли, сыгранные с не меньшей филигранностью (например, Марион Котийяр в фильме «Один день и одна ночь»), но вряд ли был фильм, где действующие лица так выгодно оттеняли протагониста. Если Гавана в исполнении Джулианны Мур — персонаж абсолютно живой, достоверный, узнаваемый, наделенный массой разнообразнейших эмоций и реакций, то прочие герои Кроненберга — ходячие маски, зомби, носители идеи фикс, для каждого своей.

Ассистентка одержима мыслью вступить в брачный союз с собственным братом, которого в детстве пыталась сжечь, за что была отправлена родителями в психиатрическую лечебницу. Брат-кинозвезда (Эван Берд) в свои 13 лет — наркоман со стажем и душитель (в прямом смысле слова) конкурентов. Мать (Оливия Уильямс) маниакально помешана на устройстве суперконтрактов сына, а отец-психотерапевт (Джон Кьюсак), пользующий, кстати, и Гавану, жизнь кладет на то, чтобы пациенты не обнаружили его шарлатанства.

Дефиле вышеперечисленных фриков происходит в Голливуде (оператор Питер Сушицки с любовью фиксирует виллы, ландшафты, буквы на холме), отчего многие киноманы купились на заявление Кроненберга, что фильм — сатира на Голливуд. Сатира действительно имеет место — уж больно неприглядны обитатели фабрики грез. Но всё же не Голливуд движет «Звездную карту», а фирменный кроненберговский месседж: сочетание прозекторских опытов, стерильно-научных и самодостаточных, и столь же индивидуальной саспенс-атмосферы с выстроенной драматургией — от «совсем не страшно» до «ужас-ужас». Это набор для поклонников артхауса, и вряд ли он удовлетворит публику попроще. В привлечении данной части аудитории вся надежда на Джулианну Мур, которой все-таки удается перевести бесстрастный опыт в увлекательное кино.