Бобби Киз покинул The Rolling Stones навсегда

Публика больше не получит песню Brown Sugar, созданную по оригинальному рецепту
Алексей Певчев
Фото: wikipedia.org/Sean Birmingham

Еще ребенком Бобби Киз открыл для себя джазового саксофониста Кинга Кертиса, игравшего в нетипичной для правящего тогда бал джаза импульсивной манере. Тинейджером, Бобби Киз уже играл с с легендарным рок-н-ролльщиком Бадди Холли, получив у него практические основы рок-н-ролльного мастерства. К середине 1960-х, к моменту первой встречи с The Rolling Stones — группой, благодаря которой о нем узнал весь мир, резюме юного Бобби Киза уже выглядело убедительно. Первая встреча — беглое знакомство, но кажется, что музыкант сходу понял: его место в этой группе.

В конце 1960-х — начале 1970-х музыкальный мир взорвали альбомы The Rolling Stones — Let It Bleed, Sticky Fingers и Exile On Main Street. Резкие, злые, энергичные, как и все музыкальные творения на стыке эпох, эти альбомы во многом формировали звучание групп следующих времен. Взрывные саксофонные партии на них исполнил Бобби Киз.

Ключевыми инструментальными партиями, созданными Бобби Кизом в The Rolling Stones, украшены песни Brown Sugar, Sweet Virginia, Can't You Hear Me Knocking и Live With Me. Фирменным же соло Киза считается его партия в Brown Sugar. Необычность звучания здесь в том, что саксофону отводится лидирующее место наряду и даже, пожалуй, вместо приоритетной соло-гитары. Эту легендарную партию Бобби отыграл с первого дубля, просто закрыв глаза и представив, как бы ее сыграл гитарист группы — Кит Ричардс.

Родившиеся в один день —18 декабря 1943 года, Кит и Бобби быстро нашли общий язык, как в творческом поле, так и на отдыхе. При появлении этой пары на сцене ревели стадионы всего мира и падали в обморок служащие отелей, представляющие масштабы грядущих бедствий в виде вышвырнутых в окно телевизоров, ванн с шампанским, разухабистых дебошей и прочих непременных составляющих жизни рок-гедонистов тех лет. Однако даже привычному ко всему другу Киту однажды всё это показалось чересчур.

После того, как Бобби получил расчет в бухгалтерии The Rolling Stones, музыкант без работы не остался. Под псевдонимом Мистер Браун Шугар (он имел право на это прозвище) Киз успешно работал по клубам, но главное — время от времени появлялся на пластинках Джона Леннона и его группы Plastic Ono Band (его саксофон звучит в песне Power to the People­), Джорджа Харрисона (All Things Must Pass), Джо Кокера, Эрика Клэптона, Lynyrd Skynyrd, The Who и многих других. Авторитет, заработанный в The Rolling Stones, огромный талант и мастерство, да и веселый и дружелюбный нрав служили пропуском в лучшие рок-проекты.

Друзья из The Rolling Stones потихоньку оттаяли, и время от времени Бобби выходил на сцену в составе группы. Записи этих концертов моментально становились предметом поисков коллекционеров редких записей. Слишком уж неповторима была энергия, с которой Бобби Киз врезал на своем саксофоне в самых ответственных местах самых важных песен.

По-настоящему ему разрешили вернуться в главную рок-группу планеты в 1989 году во время глобального Steel Wheels Tour. Группа разыгрывалась перед одним из концертов, прогоняя в репетиционном режиме Brown Sugar. Бобби просто вошел в студию, играя свою знаменитую партию на саксофоне, и всё стало понятно. Эту веселую и яркую уловку они придумали, конечно же, на пару со старым другом Китом — и всё сработало! Бобби приняли обратно — куда от него денешься?

Киз выходил с The Rolling Stones и во время их последнего на сегодняшний день гастрольного тура «14 On Fire». Правда, в австралийской части турне попросил небольшой отдых...

Бобби умер в возрасте 70 лет у себя дома в Техасе в окружении семьи.

Первым, кто высказал соболезнования родным, друзьям и соратникам Бобби Киза, стал верный боевой товарищ Кит Ричардс. Старый пират рок-н-ролла нашел в своем письме, быстро облетевшем весь мир, самые пронзительные и верные слова.

Такие же важные, как навсегда вписанные в историю рока легендарные перекликающиеся инструментальные партии гитары Кита Ричардса и саксофона Бобби Киза.