Россия и Европа обменялись фольклором

Фестиваль Contemporary Folk призвал фольклористов всех стран объединяться
Ольга Завьялова
Фото предоставлено Нижегородским центром немецкой культуры/Александр Цверов

В Нижнем Новгороде прошел Международный музыкальный фольклорный фестиваль Contemporary Folk, организованный Нижегородским центром немецкой культуры.

Проект открылся тремя концертами в зале Филармонии имени Ростроповича с участием фолк-коллективов из России и Европы. В роли гидов по народным традициям выступили ансамбль «Истоки» шандровского сельского Дома культуры Лукояновского района Нижегородской области, трио Старостин–Клевенский–Марио под руководством известного фольклориста и автора многочисленных этномузыкальных проектов Сергея Старостина и мастер игры на традиционных бурятских инструментах Виктор Жалсанов (Улан-Удэ).

Фольклор Европы оказался представлен не менее ярко. Колоритные парни из ансамбля Tegernseer Tanzlmusik (Германия) познакомили слушателей с народной музыкой для духовых инструментов Южной Баварии, а финская фолк-группа Värttinä исполнила аутентичные песни угро-финских народов. С обеих сторон также выступили коллективы, работающие на стыке разных стилей.

Главными же героями фестиваля стали 15 композиторов из России, Венгрии, Финляндии, Эстонии, Швейцарии, Польши, Германии и Чехии, написавшие специально для проекта произведения, связанные с фольклором. Мировая премьера 15 сочинений прошла в Старом актовом зале Нижегородского государственного университета имени Лобачевского.

Директор Нижегородского центра немецкой культуры Павел Милославский рассказал «Известиям», что для участия в проекте намеренно приглашали композиторов, которые «состоялись в области contemporary music, но далеки от фольклора».

— Перед зарубежными авторами была поставлена задача написать произведение на темы русского фольклора, а перед нашими — на темы стран, откуда приехали гости. При этом каждому участнику из России мы сами называли страну, к наследию которой он должен обратиться, — отметил Милославский.

Диалоги получились продуктивными. Так, композитор Ольга Шайдуллина (Москва), работавшая с фольклором Эстонии, создала опус Seto, посвященный одноименному малочисленному финно-угорскому народу. Антон Светличный (Ростов-на-Дону) написал «Вариации на тему немецкой народной песни». Ответом из Европы стали «Яроват» Александра Жеделёва (Эстония) и «Когда я молод был» Хеннинга Фукса (Германия). Взаимоотношения с фольклором у всех композиторов получились разные, но большинству участников удалось органично скрестить его с собственным стилем.