Глава Эрмитажа представил юбилейный альбом за 351 тыс. рублей

Книга репродукций, покрытых лаком, издана в 110 экземплярах
Виктория Иванова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

В рамках 16-й международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction Михаил Пиотровский представил коллекционный альбом «Эрмитаж. 250 лет. Искусство 1:1».

По словам директора Эрмитажа, идея создания альбома принадлежала издательству «Слово» и изначально показалась Михаилу Борисовичу «сумасшедшей».

— Я с трепетом и страхом до последнего момента ждал, что получится. И в итоге остался доволен, — отметил директор.

Специально для книги коллективом музея были отобраны 30 картин, которые затем перевели в цифровое изображение в 250 млн пикселей — эта цифра, по словам издателей, не имеет прецедентов. Фрагменты полотен приведены в натуральном масштабе, один к одному — чтобы читатель мог рассмотреть самые важные детали, которые в музее из-за стеклянной защиты рассмотреть часто не удается.

— Здесь можно увидеть слезы Марии Магдалины Тициана, которые стоят всей картины. Кровь на лбу Христа у Веронезе. Сосудик у глаза дамы в голубом Гейнсборо. Рассмотреть всю одежду Флоры Рембрандта. Руки и ноги «Блудного сына». И даже ноты на картине Караваджо — известно ведь, что они читаются, и мы даже как-то проводили концерт в Риме, где звучал этот мадригал, — сказал Михаил Пиотровский.

Завершается альбом «Черным квадратом» Малевича: наконец каждый обладатель книги сможет увидеть все оттенки и варианты черного, которые использовал художник.

— Впервые мы приблизились к тому, чтобы сделать книгу, где оригинал и изображение практически стопроцентно совпадают по колористике, в первую очередь — по цветопередаче. Это настоящий подвиг и успех полиграфистов и ремесленников, — заявил издатель Григорий Ерицян.

Печатали альбом в Италии. Как отмечает Ерицян, это единственная страна, где до сих пор сохранился класс ремесленников высочайшего уровня. Поддержал коллегу и Михаил Пиотровский — где, если не в Италии?

Еще одна немаловажная деталь, по мнению директора Эрмитажа, — сравнительная таблица размеров.

— Я бы ни за что не поверил, что тот же «Черный квадрат» настолько меньше «Композиции номер шесть» Кандинского, они часто висят у нас в одном зале, — поразился Пиотровский.

Все репродукции покрыты слоем лака. Так что коллекционер, приобретший альбом, может не опасаться за сохранность уникальных изображений довольно долгое время.

Альбом издан в 110 экземплярах, один из которых в ближайшее время отправится в Эрмитаж в качестве подарка к 250-летию. Остальные издательство планирует продавать. Простому любителю вряд ли удастся заполучить книгу: цена одного экземпляра — 351 тыс. рублей.

— Этот альбом — не актив, в который просто следует вкладывать деньги. Это объект культуры. То, что останется после нас. Если человек понимает, что он приобрел, то автоматически становится хранителем национального достояния, — считает издатель Григорий Ерицян.

В том, что в среде конкуренции — печатной и цифровой — альбом «Эрмитаж...», безусловно, выживет, уверен и Михаил Пиотровский. По его мнению, книга — настоящий прорыв в книжном деле, доказывающий, что современные цифровые технологии могут служить на пользу культуре.

— Я очень доволен. То, что книга всего в 110 экземплярах, — всё равно, что в одном. Мне как музейщику очень это нравится, — заключил Михаил Пиотровский.