«Ярость» благородная и жестокая

Брэд Питт снялся в вольном ремейке «На войне как на войне»
Николай Корнацкий
Кадр из фильма «Ярость»: kinopoisk.ru

На российские экраны выходит «Ярость» Дэвида Эйра — военная драма о простых американцах, которые погибают смертью храбрых в Германии в апреле 1945 года. Локальный эпизод большой войны, решенный, как ни странно, на стыке традиций советского и американского кино.

Слякоть, бездорожье и полный раздрай. Американские танки обреченно ползут по немецкой лесополосе. В грязи обезображенные трупы вражеских солдат. На столбах у обочины — повешенные подростки с табличками «Я отказался сражаться за немецкий народ». Рассерженный капитан армии США бросает в пустоту: «Почему же они не сдаются!». До подписания акта о капитуляции остается несколько бесконечно долгих дней.

В экипаж танка «Шерман», любовно именуемый «Яростью», поступает новобранец (Логан Лерман). Время не ждет, и командир — сержант Дон Кольер по прозвищу Боевой Папаша (Брэд Питт) — преподает ему экспресс-курс молодого бойца: как отключать жалость и благородство, как ухаживать за барышнями на оккупированных территориях и, конечно же, эффективно убивать.

В процессе подготовки к съемкам, когда решался вопрос о стилистике будущего фильма, оператор Роман Васьянов, выпускник вгиковской мастерской Вадима Юсова (уехавший после «Стиляг» покорять Голливуд) показал режиссеру Дэвиду Эйру ряд советских лент. Была там «Проверка на дорогах» Алексея Германа, но не было «На войне как на войне» другого ленфильмовца Виктора Трегубовича, где во многом схожий сюжет — необтесанный паренек только из учебки попадает в экипаж самоходки и учится уму-разуму у опытных вояк.

Ленинградская школа пришла в наше кино как кинематографический эквивалент «лейтенантской прозы» — незаметные для генеральских штабов люди ведут бои местного значения, в промежутках между боями стирают портянки и парят больные ноги в жестяном тазу. В США любят военные драмы, но, как правило, не о Второй мировой и не о портянках.

Впрочем, советское влияние в «Ярости» не стоит преувеличивать. Дэвид Эйр — энтузиаст «производственной драмы». Почти все фильмы, которые он делал как сценарист и как режиссер, — о внутренней кухне и внутриколлективных разборках. Раньше это была полицейская рутина («Тренировочный день», «Патруль»), сегодня — военная.

«Ярость» — вполне американское, и, значит, зрелищное кино, из-за чего пресловутой органикой кое-где пришлось пожертвовать. За психологически точными эпизодами следуют кадры, как будто взятые из аркадного танкового симулятора наподобие World of Tanks (Дэвид Эйр, к слову, признался в одном интервью, что большой фанат этой игры), а пугающий окопный натурализм боев сопровождают красно-желто-зеленые лучи выстрелов.

Политкорректен набор довольно убедительных персонажей — латиноамериканец с юмором (Майкл Пенья), хамовитая деревенщина (звезда «Ходячих мертвецов» Джон Бернтал) и истовый католик (отрастивший усы Шайа Лабаф). Даже абсолютный ахаризматик Логан Лерман, прославившийся дилогией о Перси Джексоне, органичен в роли испуганного новобранца — по крайней мере, не нужно объяснять раздражение, которое он вызывает у окружающих.

Что до Брэда Питта, его Боевого Папашу уже успели сравнить с его же Альдо Рэем из «Бесславных ублюдков», что не совсем верно. Если и искать аналогии в предыдущей фильмографии актера — это мистер О'Брайен, жесткий и любящий отец из «Древа жизни» Теренса Малика. Мрачный, но справедливый командир с туманным, явно трагическим прошлым, готовый в любое время и дать по роже, и рискнуть жизнью за свой экипаж. Очередная убедительная заявка Брэда Питта на «Оскар», которая, как и раньше, вряд ли приведет его к заветной статуэтке.