Поиски философского камня и вечной жизни до добра не доведут

«Париж. Город мертвых» рассказывает, где находится самая короткая дорога в ад
Николай Корнацкий
Кадр из фильма «Париж: Город мертвых». Фото: kinopoisk.ru

В прокат вышел «Париж. Город мертвых» Джона Эрика Даудла, страшная история об экспедиции в знаменитые катакомбы, которая обернулась чрезвычайным, но довольно пугающим успехом — группка молодых людей искала философский камень, а нашла дорогу в ад.

Во главе археологов-энтузиастов Скарлетт Марлоу (звезда сериала «Тюдоры» Пердита Викс) — Индиана Джонс в юбке. Специалист по истории, древним языкам, химии и прочим наукам — всему на свете, что может помочь в разгадке алхимических секретов. Тяга к средневековым легендам девушке передалась от отца, который скончался при таинственных обстоятельствах. Впрочем, свой скелет в шкафу окажется у каждого из искателей сокровищ и обязательно проявится по мере погружения во тьму. И чем ниже ветвятся коридоры, тем выше спрос за грехи.

Сразу следует оговорить, что в отличие от многих фильмов ужасов последних лет «Париж. Город мертвых» скорее все-таки страшный, чем смешной. В духе последних трендов, фильм выдержан в жанре «найденных записей» — путешествие Скарлетт в глубины Парижа якобы сняты оператором-документалистом и камерами, закрепленными на лбу у всех участников.

Казалось, сенсационный успех фильма «Паранормальное явление», будто бы смонтированного из записей камер наблюдения, оживил весьма поблекший жанр ужасов, однако, в сущности, не принес качественных новаций и лишь запустил волну неофициальных ремейков хоррор-классики прошлых лет. Почти все фильмы, снятые по следам «Явления», — это с разной степени таланта переснятые с использованием новой технологии старые сюжеты. Например, «Изгоняющий дьявола» превратился в «Последнее изгнание дьявола» и «Одержимую», «Годзилла» – в «Монстро», известная трилогия Джорджа Ромеро — в испанский «Репортаж» и т.д. Список можно продолжать.

«Париж. Город мертвых» также имеет ряд предшественников — в частности, довольно слабый и традиционный фильм «Катакомбы» 2006 года с Пинк и Шаннин Соссамон, где действие также разворачивается в катакомбах Парижа. В отличие от других фильмов новой волны ужасов он во многом удачнее своих предшественников, потому что максимально использует возможности новой техники и выбранной локации.

Парижские катакомбы — поистине один из самых страшных некрополей в истории. В прорытые еще в Средние века для добычи известняка лабиринты с конца XVIII века стали перезахоранивать останки с переполненных парижских кладбищ. Всего, как утверждают путеводители, здесь покоятся около 6 млн человек (больше, чем население современного Парижа). Кости аккуратно отсортированы по размеру вдоль стен. Для посещения открыто всего лишь 2 км огороженных и хорошо освященных туннелей. На деле — это многоуровневый и запутанный лабиринт, простирающийся под современным мегаполисом на многие десятки километров.

Самое утомительное в фильме Даудла — первые минут 15, когда герои вымучивают в лучших традициях «Кода да Винчи» разгадки ребусов, указывающих путь к философскому камню. Таинственные скрижали в пещерах Ирана, надгробная надпись Николя Фламеля, полулегендарного алхимика, якобы нашедшего философский камень и открывшего эликсир жизни, а также легенды субкультуры «катафилов», любителей побродить по подземельям, — всё мешается в кучу. Однако затем зрителя ждет примерно час действительно пугающих блужданий в зловещей полутьме аутентичных подземелий (парижские власти разрешили создателям снимать в реальных, закрытых частях катакомб).

В то же время «Париж. Город мертвых» не лишен главной проблемы современного хоррора — абсолютного нежелания искать и формулировать ключевые страхи времени. Лучшие фильмы ужасов — это наглядная буквализация страхов конкретного момента, в связи с этим жанр ужасов чрезвычайно скоропортящийся. То, что нам показывают сегодня наследники Ромеро, Кроненберга и Фридкина, паразитирует на доставшемся наследстве. Однако никакие новые технологии не могут оживить то, что уже не живет.