Таксисты всей России получат право работать в Москве

На такси можно будет приехать из любого региона в Москву, а сам таксист сможет остаться поработать, сейчас это нелегально. При этом иностранные сервисы такси обяжут зарегистрироваться
Тимур Хасанов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Ко второму чтению в проекте федерального закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ» законотворцы намерены исключить ранее введенную жесткую привязку таксистов к конкретному субъекту РФ. Таким образом, в столице смогут работать таксисты из любого населенного пункта России. Кроме того, планируется прописать ответственность операторских служб, которые сейчас никакого наказания за некачественные услуги не несут. Наконец, законопроектом установлено, что зарубежные информационные посреднические сервисы — такие как GetTaxi, Uber, BlaBlaCar — обязаны зарегистрироваться в России и платить тут налоги.

О том, что вышеназванные новшества найдут отражение в законе о такси, «Известиям» рассказал один из его основных разработчиков — председатель правления ассоциации «Национальный совет такси», депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

— Российская Конституция гарантирует единое экономическое пространство, то же самое касается свободы перемещения товаров и услуг. Сейчас у нас определено, что таксист из одного региона может вести пассажира в другой регион, только если у этих регионов есть соответствующий договор, — но это же феодальное понимание нынешних экономических реалий, — объясняет Лысаков.

Потребность в пересмотре законодательной базы для такси, по мнению законодателей, также назрела в связи с тем, что старые законы не помогли легализовать этот бизнес.

— По нашим подсчетам, из 1,5 млн таксистов в России только не более 500 тыс. получили разрешение на работу в такси, — сообщил депутат.

Лысаков подчеркнул, что инициатива в первую очередь направлена на удобство пассажиров, которым нужно передвигаться между регионами, и что в законопроекте будет предусмотрен механизм возврата таксиста в свой домашний регион — этот нюанс еще предстоит обсудить. Он указал, что таксисты смогут брать пассажиров в другом регионе, если в этом субъекте у его таксомоторной компании есть филиал.

В таксистской среде эту инициативу встретили неоднозначно. По мнению председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина, эта идея не учитывает вопросы безопасности.

— К примеру, таксист в Москву повез пассажира с какими-то противоправными замыслами, и никто эту поездку не отследит. Я думаю, правоохранительные органы поставят препоны этой инициативе, — заметил профсоюзный лидер.

Оперативный комментарий МВД получить не удалось. В ГИБДД отказались от комментария.

— Это вопрос экономический, ГИБДД здесь ни при чем, — заметил замглавы Госавтоинспекции России Виктор Кузин.

Готовящийся документ — фактически первый единый закон для всех легковых такси в России, и он, как ожидается, должен существенно сократить число нелегалов. Дело в том, что эта сфера услуг очень долго находилась практически вне правового поля, существовали лишь отдельные региональные (к примеру, закон города Москвы от 2008 года) установки, порой вступавшие в конфликт с федеральным законодательством. В 2011 году президент Дмитрий Медведев подписал свод изменений в отдельные нормативные акты (№ 69-ФЗ). Инициатива получила формальное название «Закон о такси», но по большому счету таковым не являлась. Те новации затронули КоАП, Градостроительный кодекс, закон «О безопасности дорожного движения», закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» и прочие нормативные документы.

Главным новшеством тогда стало лицензирование этого вида деятельности. Появились штрафы для «бомбил» и таксистов. Последние получили право передвигаться по выделенным полосам общественного транспорта. Нынешний проект закона о такси (принят в первом чтении 16 сентября) помимо базовых принципов вновь пересматривает некоторые нормативные акты. Законодатель в этот раз в КоАПе ужесточает штрафную нагрузку на «бомбил», а для лицензированных таксистов, наоборот, предусмотрены послабления. Минимальный штраф для лицензированного шофера (например, за отсутствие лицензии таксиста в наличии в автомобиле или невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции) упадет с 1 тыс. рублей до 500 рублей, штраф для юрлица снизится с 30 тыс. до 5 тыс. рублей. У желающих «побомбить» жизнь усложняется еще сильнее: если раньше они рисковали 5 тыс. рублей за нелегальный извоз, то теперь речь идет о 30 тыс. при первой поимке и лишении водительского удостоверения на срок 2–6 месяцев при рецидиве.

Предполагалось, что с 2015 года местные власти получат право на квотирование таксомоторных компаний. Например, на прошлой неделе, 29 сентября, замглавы столичного дептранса Дмитрий Пронин призывал ограничить количество таксистов в столице на уровне 55–60 тыс. машин. Однако парламентарии уже сейчас хотят пресечь такие идеи на корню.

— Это абсолютно коррупционная ситуация. Значит, вы же понимаете, в регионах останутся только аффилированные с местными чиновниками компании, — негодует Лысаков.

Досталось от законодателей и иностранным сервисам. В принятом в первом чтении законопроекте уже сейчас, как выяснили «Известия», прописано, что зарубежные такси-сервисы имеют право работать только в том случае, если они зарегистрированы на территории Российской Федерации — чтобы пополняли российский бюджет. Речь, в частности, об относительно популярных сервисах Uber, GetTaxi, BlaBlaCar, которые не имеют российских юридических лиц. «Известия» в сентябре писали, что зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов обращался к президенту с просьбой закрыть американское приложение Uber.

Во французской компании BlaBlaCar (сервис позволяет находить попутчика и делить с ним расходы на поездку) посетовали, что и так собирались регистрироваться в России.

— Вообще мы очень надеемся, что эта норма не будет принята, — прокомментировал представитель BlaBlaCar Сергей Авакян-Ржевский.

Собственно, BlaBlaCar не вполне такси, но подходит под вводимое законопроектом определение диспетчерских компаний, предоставляющих таксистам посреднические услуги заказа. Под таковыми понимаются как диспетчерские компании, принимающие звонки, так и различные интернет-сервисы, приложения и агрегаторы. В этой сфере есть фирмы, которые работают только с юридическими лицами, а есть — которые непосредственно привлекают частников к перевозкам. За это операторы взимают проценты, но никакой ответственности не несут.

Поэтому ко второму чтению законопроекта будет прописана ответственность операторов такси за качество предоставленных услуг, сообщил Лысаков. Многие посредники оказались не готовы к такому повороту событий. В компании «Яндекс.Такси» отказались комментировать новые правила игры, впрочем, заметили, что уже сейчас вкладывают много сил в улучшение качества услуг.

— Проводим экзамены для водителей различных таксопарков, делаем «контрольные закупки» и отключаем службы такси, которые не соответствуют нашим стандартам качества обслуживания клиентов, — сообщила представитель службы Екатерина Карнаухова.

Ответственность самих таксистов также ужесточается. В случае если по вине таксиста происходит ДТП, повлекшее смерть либо причинение тяжкого вреда здоровью пассажира (пассажиров) или третьих лиц, то суд вправе отозвать лицензию у таксиста. Впрочем, это не помешает ему получить ее после того, как закончится срок изъятия водительского удостоверения по решению суда, убежден глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.

— Зачем еще лишать лицензии, если человек и так несет исчерпывающую ответственность по уголовному законодательству? К тому же нужно учитывать наши пробеги: у таксиста и шанс попасть в ДТП выше, чем у простого человека. Тогда давайте распространим это на всех, — предложил таксист, индивидуальный предприниматель Алексей Рожков.