В Большом театре раздали премии и почтили память коллег

Сбор труппы ГАБТа прошел в присутствии вице-премьера правительства Ольги Голодец и вице-спикера Госдумы Александра Жукова
Виктория Иванова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

На исторической сцене Большого театра состоялся традиционный сбор труппы. Вместе с гендиректором Владимиром Уриным, худруком балетной труппы Сергеем Филиным и музыкальным руководителем Туганом Сохиевым собравшихся пришли поприветствовать представители власти: вице-премьер правительства Ольга Голодец, замминистра культуры Елена Миловзорова, а также председатель попечительского совета театра, вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Но прежде чем начать обсуждение 239-го сезона, Владимир Урин решил записать видеопоздравление коллеге, известному скрипачу и дирижеру Владимиру Спивакову. На фоне фотографии маэстро гендиректор зачитал торжественную речь на камеру и попросил всех присутствующих поддержать его аплодисментами. Труппа встала в едином порыве.

Записав «кино», Владимир Урин предложил коллегам посмотреть другое — комедийный ролик, посвященный летним каникулам труппы. Под фрагменты рекламных роликов и песенки вроде «Из чего же сделаны наши мальчишки» и «В Подмосковье водятся лещи» на огромном экране кружились Светлана Захарова, Дэвид Холберг, Анна Нетребко, Мария Гулегина и другие. Дух капустника, очевидно, пришел вместе с гендиректором из «Стасика»: в Большом сборы труппы обычно проходили церемонно и приподнятым настроением не отличались.

По традиции были розданы награды попечительского совета — 12 премий по 200 тыс. рублей. Как отметил Урин, в этом сезоне совет отказался от разделения премий и решил действовать согласно положению — дабы повысить статус награды.

Первой на сцену вызвали ведущую солистку балета Ольгу Смирнову, но, как выяснилось, она не почтила собрание своим присутствием. Пока председатель попечительского совета Александр Жуков ждал балерину с цветами и дипломом в руках, Владимир Урин предупредил, что Смирновой придется объясниться перед худруком балета. Сергей Филин в ответ растерянно развел руками.

Не пришел на сбор и ставший лауреатом танцовщик Михаил Лобухин, но, как объявил Урин, по уважительной причине. Остальные были в зале: «творческие» премии достались артистке балета Анастасии Казаковой, солисту оперы Николаю Казанскому, солистке оперы Светлане Шиловой, концертмейстеру группы виолончелей оркестра Борису Лифановскому, артистке мимического ансамбля Виктории Богоявленской и артисту хора Дмитрию Гаврикову. Последний, выйдя за дипломом, казался крайне обескураженным: «Мне просто кажется, что я ничего особенного не делал».

— Это очень хорошо вас характеризует, — ответил артисту Владимир Урин.

Премии за многолетний труд и преданность Большому театру удостоилась гример-пастижер Наталья Пьянова, прослужившая в ГАБТе 40 лет. Награду «за выдающиеся достижения в области создания внешней формы спектакля и личный вклад в реализацию творческих планов» получили ведущий художник художественно-технологической службы Ольга Тадорашко и художник-технолог сцены Анастасия Черноус. Премия «за личный вклад и высокопрофессиональную работу на благо театра» досталась начальнику Отдела планирования текущего репертуара Татьяне Сидоровой.

Вслед за награждениями худруки рассказали о планах театра на новый сезон: с момента их объявления в мае ничего не изменилось. Зрителей по-прежнему ждут шесть оперных премьер, в том числе «Орлеанская дева» Чайковского в концертном исполнении (дирижер-постановщик — Туган Сохиев), и три балетных новинки. Наиболее интригующей выглядит мировая премьера «Героя нашего времени» в постановке Кирилла Серебренникова на специально заказанную музыку Ильи Демуцкого: ею театр планирует закрывать сезон-2014/15.

Опасения вызывает балет Раду Поклитару «Гамлет»: предполагается, что действие шекспировской трагедии будет развиваться под музыку Пятой и Шестой симфоний Шостаковича, однако администрация театра по-прежнему не может договориться со вдовой композитора Ириной Шостакович об авторских отчислениях. Впрочем, как заверил корреспондента «Известий» Владимир Урин, проблем возникнуть не должно, как и с балетом «Укрощение строптивой», тоже поставленным на музыку Шостаковича.

— Музыка для балета «Укрощение строптивой» собрана очень экстремально. Честно говоря, когда Ирина Антоновна была на премьере, у меня сердце немножко поджимало: какой будет ее реакция. Но она отнеслась ко всему очень благожелательно. Сейчас она в курсе дела, переговоры идут позитивно, — заявил гендиректор.

Сделав паузу в объявлении планов, Урин второй раз попросил зал подняться со своих мест — почтить память ушедших сотрудников и артистов. Буквально в тот же день труппа простилась с педагогом-репетитором Еленой Букановой, скончавшейся несколько дней назад в возрасте 48 лет.

А Сергей Филин, отвечая на вопрос «Известий» о самочувствии премьера балета Дэвида Холберга, из-за болезни не пришедшего на сбор, отметил и другие потери прошедшего сезона.

— Сегодня в этом зале мы недосчитались артиста балета Виктора Алехина, который скончался после тяжелой болезни. Недосчитались Василия Степановича Ворохобко, педагога-репетитора, и Елены Букановой, с которой буквально сегодня мы простились. А Дэвид Холберг в порядке. У него была травма и операционное вмешательство, поэтому он не смог присутствовать на собрании. Дэвид не сможет танцевать до Нового года, но мы будем делать все, чтобы он скорее вернулся в строй, — заявил Сергей Филин.