Владельцев авто освободят от транспортного налога с момента продажи

Парламентарии предлагают прекращать взимать транспортный налог с прежних собственников со дня заключения договора о продаже машины, а не с момента регистрации на нового владельца
Игорь Молотов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Сайченко

Депутаты Государственной думы от фракции ЛДПР подготовили законопроект, вносящий изменения в ст. 357 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно законопроекту, прежний собственник транспортного средства будет освобожден от уплаты транспортного налога со дня заключения договора (купли-продажи, дарения, мены и пр.), а не с момента регистрации транспортного средства в органах ГИБДД на имя нового владельца. Законопроект (имеется в распоряжении «Известий») был подготовлен вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым, заместителем руководителя фракции ЛДПР Ярославом Ниловым и депутатом Андреем Свинцовым.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи. То есть в момент передачи транспортного средства от продавца к покупателю по договору право собственности на это транспортное средство у продавца прекращается и возникает у нового владельца, который должен в установленном порядке зарегистрировать на свое имя транспортное средство в органах ГИБДД в течение 10 суток после приобретения. Однако во многих случаях такого не происходит.

По сведениям депутатов, значительная часть граждан, ставших новыми собственниками транспортного средства, не соблюдают установленные правила и не регистрируют их в установленном порядке. Поэтому в органах ГИБДД не отражаются данные о новом собственнике, что существенным образом нарушает права прежнего собственника, поскольку он формально остается плательщиком транспортного налога на уже не принадлежащий ему автомобиль.

Соавтор законопроекта Ярослав Нилов пояснил «Известиям», что пока в ГИБДД не получена информация, что автомобиль поставлен на учет новым владельцем, транспортный налог будет начисляться по прежней регистрации. Нередко это длится месяцами, в течение которых данные о прежнем собственнике продолжают поступать в налоговые инспекции.

— Когда человек продает машину, он зачастую не снимает ее с регистрационного учета в органах ГИБДД, а доверяет регистрацию покупателю. С одной стороны, это очень удобно — подписал договор и забыл про машину. Но многие покупатели, получая машину, не торопятся ее регистрировать на свое имя. И до того момента, пока новый владелец не поставит транспорт на учет, автомобиль продолжает числиться за прежним хозяином. Если учесть, что авто облагается транспортным налогом, то и оплачивать его должен собственник, регистрировавший машину. В итоге получается, что деньги приходится вносить человеку, уже продавшему свой автомобиль, — говорит Нилов.

Парламентарий уверен, что предлагаемые изменения в статью Налогового кодекса позволят снять ответственность с бывших владельцев за дальнейшие действия нового владельца после подписания договора отчуждения.

— Есть такие недобросовестные покупатели, которые не торопятся оформлять на себя машину по нескольку лет, и прежний собственник машины вынужден по данным, которые предоставляет ГИБДД, платить довольно большие суммы. Поэтому было бы разумно ввести в Налоговый кодекс изменения, в соответствии с которыми собственник, продавая машину, не платил бы транспортный налог со дня продажи при предъявлении налоговой инспекции договора, — отметил Ярослав Нилов.

Адвокат Виктор Травин поддерживает инициативу депутатов. По его мнению, следует защитить добросовестных продавцов от возможных финансовых рисков. Адвокат считает, что купить машину и не зарегистрировать на себя стало выгодно не только с точки зрения неоплаты транспортного налога, но еще и не нужно платить штрафы за собственные нарушения.

— Получается более чем странная ситуация — машину купил один, а платит налоги за нее другой. И таких нерадивых покупателей очень много. Кроме того, их не столько пугает транспортный налог, сколько то, что будут приходить штрафы с камер видеофиксации. А эти штрафы приходят прежнему хозяину автомобиля, потому что, по данным ГИБДД, он является собственником. Они же не знают, что машина уже продана, — подчеркнул Виктор Травин.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что эти проблемы возникают из-за отсутствия процедуры снятия с учета и могут быть решены возвращением транзитных номеров.

— В целом это хорошая инициатива, но это не решение всех проблем. Большинство людей просто не станут никуда ходить, а спохватятся, когда им уже будет начислен транспортный налог. Здесь я бы выступил за то, чтобы вернули транзитные номера, потому что без них продажа автомобиля превращается в лотерею — зарегистрирует покупатель его или будет ездить с вашими номерами, — рассказал «Известиям» Петр Шкуматов.