Греческие отельеры выселяют российских клиентов «Южного креста»

После приостановки деятельности еще одного российского туроператора проблемы появились у нескольких тысяч россиян, находящихся за границей
Татьяна Байкова
Фото: ИЗВЕСТИЯ

10 сентября руководство туроператора «Южный крест» сообщило о приостановке своей деятельности. Причины — сильное падение спроса на фоне банкротства ряда крупнейших туркомпаний. По словам гендиректора компании Дмитрия Фесика, за границей находится 5836 туристов, которые купили путевки через «Южный крест». В основном это Греция, Италия, а также Китай, Мексика, Доминикана и другие страны.

Всего туры у данного оператора приобрели 12275 человек, и глубина продаж достигает марта 2015 года.

— Утешает только то, что за прошедшие дни хоть немного сократилось количество находившихся за границей туристов. Правда, туроператор до последнего принимал бронирования и, соответственно, деньги, — рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. — Возможно, рядовые сотрудники были не в курсе проблем. Но турагентам и туристам от этого не легче.

По словам старшего советника посольства России в Греции Владимира Майстренко, клиентов «Южного креста» в Греции остается около 3,6 тыс. человек.

— Надо отдать должное грекам, туристическая ассоциация Греции во главе с Андреасом Андриантисом обратилась к местным отельерам, с тем чтобы они обеспечили нормальное завершение пребывания в стране российским туристам и оказывали им всяческое содействие, — рассказал Майстренко. — Греки хотят сохранить позитивный имидж греческой туристической отрасли. Благо владельцы гостиниц прислушиваются. Да и греческое министерство туризма конструктивно работает.

Помощь с греческой стороны, по словам Майстренко, объясняется заинтересованностью греков в развитии туристических связей с Россией. Россия для Греции одно из ключевых направлений, поэтому они надеются, что после того как на российском рынке туруслуг ситуация стабилизируется, турпоток по этому направлению вновь увеличится.

Впрочем, по словам советника посольства, работу затрудняет географическая специфика страны: множество островов, и нет прямого сообщения, что затрудняет эвакуацию и оказание россиянам помощи. Также присутствует и недобросовестная работа владельцев гостиниц. Некоторые отельеры не хотят идти навстречу попавшим в беду россиянам — уже зафиксированы случаи с задержанием личных вещей наших туристов до внесения платы, выселения россиян из гостиниц.

— Конечно, случаи недобросовестного отношения отельеров к россиянам, к сожалению, есть, ведь на всех нельзя повлиять, — сказал Майстренко. — Это пока что никак административно не регламентируется, а руководители туристической отрасли могут давать только рекомендации. Следует отметить, что количество звонков о помощи в посольство и консульский отдел по сравнению с предыдущими случаями банкротств значительно уменьшилось. Люди уже знают алгоритм действий. Наши соотечественники знают об ассоциации «Турпомощь» и стараются обращаться туда напрямую.

На сайте ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» представлено два номера: московский и бесплатный всероссийский. Однако попытки дозвониться хотя бы по одному из них в течение нескольких часов не увенчались успехом — звонки постоянно сбрасываются. За разъяснением причин «Известия» обратились к директору ассоциации Вячеславу Басову, который обещал разобраться в этой ситуации.

На электронное письмо в «Турпомощь» секретарь организации ответил, что проблемы с дозвоном возникают из-за большого количества звонков.

«Трубки мы, безусловно, берем, но линия, естественно, перегружена, — написала секретарь ассоциации Светлана. — Идет большое количество звонков по двум обанкротившимся операторам. Попробуйте позвонить еще раз».

Объяснение представителей «Турпомощи» логичны: за границей только от одного оператора «Южный крест» находятся более 5 тыс. туристов, и все они хотят получить консультацию. Очевидно, что ресурсы, имеющиеся у ассоциации, необходимо увеличивать.

15 сентября состоится расширенное заседание комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туристской деятельности. По словам Тюриной, 5 сентября проблеме в данной сфере уже были озвучены на заседании президиума РСТ. Там было принято решение вынести на рассмотрение вопрос о разграничении ответственности туроператоров и турагентств, туроператоров и перевозчиков.

— Мы предложили на рассмотрение правительству некоторые меры, чтобы туристы, находясь в поездке, не заметили банкротства туроператоров. В частности, обязательное предоставление туристу до вылета из России авиабилетов туда-обратно, а также документа о бронировании. Министерство транспорта поддержало РСТ в этом вопросе.

Также, по словам Тюриной, пакет мер включает изменение порядка формирования компенсационного фонда «Турпомощи» и создание еще одного — страхового фонда.

— «Турпомощь» оказалась не самым эффективным инструментом, но без ее участия решить проблему застрявших туристов было бы еще сложнее. Так что в планах — совершенствование этого механизма, — сообщила Тюрина.

8 сентября одна из крупнейших туроператоров Санкт-Петербурга — компания «Солвекс-турне» приостановила свою деятельность, сославшись на накопленные долги в результате отсутствия продаж туров. Этим летом на те же причины ссылались и руководители прекратившей свою деятельность турфирмы «Нева». Позднее ее судьбу повторила московская «Роза ветров Мир». Также за лето прекратили работу туроператоры «Лабиринт», «Экспо-тур», «ИнтАэр», «Сургуткурорт», «Этюд», «Ветер странствий».