Чиновников обяжут отвечать сенаторам и депутатам за месяц

Госдума внесет поправки, устанавливающие 30-дневный срок для ответа на запрос или просьбу о приеме от парламентариев
Наталья Башлыкова, Мария Самохвалова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству на первом после парламентских каникул заседании во вторник рекомендует Госдуме принять законопроект, устанавливающий 30-дневный срок ответа или приема депутатов и сенаторов органами федеральной и региональной власти. Как утверждают депутаты, сегодня они месяцами не могут попасть на прием к тем или иным чиновникам по вопросам, которые не могут найти своего разрешения на региональном уровне, но являются жизненно важными для населения. В Совете Федерации эту инициативу поддерживают, однако опасаются злоупотреблений со стороны некоторых политиков.

«Действующая редакция статьи 16 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» не позволяет сенатору и депутату Госдумы в полной мере реализовать свое право на прием в первоочередном порядке, так как отсутствует срок, в течение которого руководители и другие должностные лица федеральных органов власти, власти субъектов РФ, организаций независимо от форм собственности, лица начальствующего состава Вооруженных сил РФ обязаны их принять», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Его авторы утверждают, что случаи, когда парламентарии не могут попасть на прием к тем или иным руководителям федерального уровня, стали не единичны. Это, по их мнению, подрывает их парламентский статус и авторитет у населения.

«Для многих граждан член Совета Федерации, депутат Госдумы является важным связующим звеном, соединяющим регионы с далекой Москвой. И многие граждане идут к ним как к последней надежде, которая сможет разрешить самые застарелые проблемы. Гражданам не интересны и не нужны разговоры о том, что сенаторы и депутаты не могут зачастую долгое время зайти к тому или иному руководителю, им нужен результат», — объясняют свое желание законодатели.

— С высокой степенью вероятности законопроект будет принят, потому что на него уже есть положительное заключение, — пояснил «Известиям» зампред комитета по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин.

Впрочем, при этом парламентарий отметил, что такие же сроки ответа и порядок приема действуют по закону о рассмотрении жалоб, обращений и заявлений граждан.

— Такая проблема существует. Иногда доходит до смешного — наши просьбы о встрече игнорируют даже некоторые муниципальные чиновники, — отмечает депутат Госдумы, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев. — Только я считаю, что 30 дней — слишком долгий срок. Нужно четко зафиксировать, что в экстренном случае встреча должна быть в течение 3 дней, а в обычном — до 14. Также нужно разработать механизм административной ответственности: если в отведенное законом время чиновник не принял депутата или сенатора, то фактически воспрепятствовал осуществлению его деятельности и обязан заплатить штраф тысяч в 50. Только тогда это начнет работать.

В Совете Федерации инициативу депутатов поддерживают.

— Я, честно говоря, с этой проблемой не сталкивался, но не вижу особого вреда от появления такой нормы. Поскольку речь идет не просто об ответах или о каких-то письменных консультациях, а о режиме встреч. Я понимаю, что, к примеру, попасть к федеральному министру не всегда возможно в силу его большой загруженности. Но я бы больше рассматривал эту инициативу как меру регламентного характера, по которой высшее должностное лицо министерства или ведомства должно все-таки выделить в своем графике время на встречу с парламентарием, — считает глава комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский.

— Ситуации, когда запросы депутатов или сенаторов игнорируются, действительно, существуют. Поэтому с точки зрения общения с исполнительной властью законопроект понятен. Я его поддерживаю как идею, однако опасаюсь, что некоторые депутаты и сенаторы станут злоупотреблять этим и тем самым исказят суть этого закона. У нас ведь разные партии, разный уровень квалификации депутатов и сенаторов. Нужно уметь зарабатывать свой авторитет и выстраивать отношения с профильными министрами на заседаниях комитетов и различных слушаниях, тогда проблемы попасть на личный прием не возникнет, — полагает сенатор Евгений Тарло.