«Джаз в саду «Эрмитаж» пройдет в 17-й раз

Организаторы самого заслуженного московского джазового фестиваля выбирают традиционные ценности
Алексей Певчев
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Джаз в саду «Эрмитаж»/Сергей Самойлов

О музыкантах и аудитории фестиваля арт-директор Михаил Грин говорит: «Неформалы, джазмены, джазисты». Определение верное. Его фестиваль на сегодняшний день, пожалуй, единственный делает ставку на настоящий чистый джаз. Причин тому много — многолетние пристрастия и опыт, отсутствие в столице подобного формата, да еще то, что в первый раз «Джаз в саду «Эрмитаж» состоялся в кризисный 1998 год, и с тех пор, считают организаторы, ему уже всё нипочем.

На этом фесте, к радости любителей жанра, не может быть Cати Казановой или группы Therr Maitz, как это спокойно случается на «Усадьбе Джаз» в Архангельском. Здесь рады всем и каждому, но на сцену выходят только те, кто напрямую связан с настоящими джазовыми формами — фьюжном, джаз-роком и особенно мейнстримом. Таким этот фестиваль когда-то придумали Михаил Грин, Алекс Ростоцкий и Юрий Саульский, и таким он, к счастью, остается.

Сад «Эрмитаж» — это еще и традиции выступавших здесь Олега Лундстрема, Леонида Утесова, Александра Цасмана: место для джазменов святое. Правда, в этом году небольшие изменения все-таки есть. Джаз будут по-настоящему дарить — вход на фестиваль бесплатный, вместо трех дней — два. Ориентировать публику со сцены собираются бессменный ведущий феста, главный редактор журнала «Джаз. Ру» Кирилл Мошков и легендарный джазовый критик Владимир Фейертаг.

Фестиваль в первую очередь ставит целью показать российских джазменов.

— У меня очередь из тех, кто хочет играть на фестивале, года на три растянулась. Много западных звезд, но есть и наши отличные джазовые музыканты, — сказал «Известиям» Михаил Грин. — Выпускники Гнесинки, обучающиеся в Америке, по мнению их преподавателей из New School и Беркли, уже сами могут давать мастер-классы. Единственное, для чего им нужна учеба в Штатах, — это возможность повариться в нью-йоркской джазовой тусовке.

«Джаз в саду «Эрмитаж» начнется выступлением Валерия Киселева и московского Ансамбля классического джаза с программой «Мелодии Нового Орлеана». При упоминании Нового Орлеана почитатель джаза невольно представляет тромбон, но Киселев решил действовать иначе. Его программа построена на материале легендарного джазового кларнетиста Пита Фонтейна и его лучших записях 1960–1970 годов. Сопрано-саксофону Киселева помогают ритм-секция и гитарист Владимир Фролов, играющий на сей раз на банджо.

Квартет одного из лучших российских баритон-саксофонистов Романа Секачева кроме ритм-секции усилен гитаристом Максимом Шибиным. Пианист Алексей Иванников, лауреат премии фестиваля в Монтре, также сыграет со своим квартетом. Санкт-Петербургский джаз-септет специально для фестиваля подготовил программу-трибьют великому композитору и контрабасисту Чарльзу Мингусу.

Гостевым сетом первого дня станет выступление американки Ады Дайер в сопровождении российского квартета барабанщика Евгения Рябого. Певица Ада больше известна как бэк-вокалистка и участница гастрольных коллективов и студийных сессий Стиви Уандера и Стинга, но ее сольная блюзовая программа, по словам организаторов, также очень убедительна.

Саксофонист Олег Киреев играет на фестивале не в первый раз, но в этом году его программа, можно сказать, уникальна. Спустя много лет на сцену с Киреевым выйдет ансамбль «Орлан», с которым в 1989 году на фирме «Мелодия» он выпустил пластинку «Башкирские легенды». Джаз-фолк представлен ансамблем бразильской музыки Esh c вокалисткой Анной Клесун, а также квинетом поющего пианиста Ваагна Айрапетяна из солнечной Армении.

Клавишники в этом году, что называется, рулят. Так, в программе второго дня заявлено выступление пианиста Владимира Нестеренко. Музыкант представит программу «Посвящение Джимми Смиту». Для создания трибьюта великому органисту, мастеру соула и хард-бопа Нестеренко приобрел уникальный орган Hammond B3, чье звучание в тени парковых аллей добавит воскресному вечеру особого колорита.

Завершится «Джаз в саду «Эрмитаж» выступлением американского тенор-саксофониста Уэйна Эскоффери в сопровождении трио Олега Бутмана. Эскоффери выступал в Москве 5 лет назад вместе с ансамблем трубача Тома Харрелла и получил самые высокие оценки отечественных джазовых экспертов. Западные эксперты тоже не отстают — по оценкам экспертов авторитетного джазового журнала Down Beat, Уэйн Эскоффери признан «восходящей звездой» тенор-саксофона.

«Джаз в саду «Эрмитаж» — фестиваль по-настоящему редкий. Хотя бы потому, что, несмотря на все финансовые и политические сложности, компания джазовых энтузиастов еще ни разу не сделала перерыва и не пошла на стилистические компромиссы. Редкое качество.