Крым вкусил российского джаза

Фестиваль «Наш джаз» в Коктебеле посетили более 8 тыс. человек
Алексей Певчев
Фото: Анастасия Рубина

Традиция проводить в Коктебеле джазовые фестивали не нова — с 2002 года здесь проводился Koktebel Jazz Festival, в этом году переехавший под Одессу, но оставивший преемника в лице Koktebel Jazz Party. Фестиваль «Наш джаз» совсем молодой, меломаны иногда путают его с фестивалем-старожилом, а широкой общественности, на первый взгляд, он не очень-то и нужен: прогулявшись по коктебельской набережной, увешенной афишами Вадима Казаченко, группы «Мираж», звезд русского шансона, и ознакомившись с репертуаром местных кафе, прогнозировать количество публики, которую можно завлечь на джаз, было трудно.

И.о. мэра Феодосии Дмитрий Щепетков, в чьем ведении находится поселок Коктебель, на фестивале оказался не случайно.

— Мы давно поняли, что пора развивать событийный туризм. Коктебель — культовое место, и джаз здесь совсем не случаен. Публика уже едет к нам ради джаза — это здорово. Ну а сам фестиваль наверняка ждет немало изменений. Мне больше близок старый рок, и я думаю, что легкая миграция от джаза к року и обратно здесь вполне возможна. Все начинается с одной сцены, но наверняка их будет больше, — сказал «Известиям» Дмитрий Щепетков.

Словно подтверждая слова и.о. мэра, в назначенный час на пляж за холм Юнге потянулись толпы праздных курортников в футболках с немыслимыми надписями, босоногие татуированные хиппи с дредами, веселые музыканты с набережной и загорелые крымчане. Сразу за линией вежливой охраны публику встречала выставка ретро-автомобилей — участников автопробега Москва–Коктебель и фотовыставка Минкультуры «Люди. События. Объекты».

Музыкальную часть открыл квартет «Каламбур» ансамбля песни и пляски Черноморского флота РФ. Как оказалось, мелодии песен Леонида Утесова, The Beatles, ABBA и других мэтров в переложении для балалаек и домр способны заставить плясать даже людей, изможденных коктебельским солнцем.

Первыми непосредственно к джазу обратились «Живые люди». Выступление квартета под руководством пианистки Натальи Скворцовой — один из самых сложных и интересных моментов фестиваля. Сложных — потому что для восприятия «концептуального джаза», выстроенного как на уважительном отношении к стандартам, так и на мастерстве импровизации и немалой авангардной составляющей, требуется серьезная подготовка. Интересных — потому что никто из публики не покинул площадку, посчитав программу, основанную на материале альбома «Движение», достойной внимания.

Ансамбль солистов фонда имени Олега Лундстрема представил «форматный» джаз, базирующийся на крепко исполненных стандартах вроде Love Me Tender, My Way, Rock Around The Clock. Излишняя академичность в прочтении даже неформальных тем компенсировалась безукоризненным исполнительским мастерством каждого из участников.

Анатолий Кролл привез на фестиваль, пожалуй, самую интересную и свежую программу. Молодая ритм-секция и заслуженный пианист сыграли сет, для которого даже термина «фьюжн», призванного обозначить смешение всех стилей, кажется мало. Названный в программе музыкантом, олицетворяющим лучшие традиции советского джаза, Анатолий Кролл, казалось, провел слушателей от Монтре до Вудстока — через авторские композиции, музыку из фильмов, джазовые стандарты.

— Я научился общаться с любой аудиторией, даже не очень готовой к восприятию джаза. Нет направления в искусстве, рассчитанного на всеядность, да и джаза много не бывает. «Наш джаз» не должен походить ни на какой другой. Здесь надо формировать публику с учетом возможностей, а эти возможности мне понятны. Нужно нащупывать контактные стили, ведь фестиваль — мероприятие не камерное и публика может реагировать эмоционально. А вообще за мои 55 лет работы в джазе подобных фестивалей не было, — сказал «Известиям» Анатолий Кролл.

Очень тепло приняли джазовую певицу Анну Бутурлину и саксофониста Антона Румянцева. «Золотой голос современного российского джаза», как назвал Бутурлину ведущий фестиваля, джазовый критик Кирилл Мошков, принадлежит обаятельной москвичке, свободно обращающейся как с европейской джазовой традицией, так и с околоджазовой советской классикой вроде песенки «Жил отважный капитан».

Антон Румянцев, джазовый неофит с классической подготовкой, идет другой дорогой. Он, как и Игорь Бутман, склонен популяризировать джаз при помощи всех средств, даже если этот подход презирают борцы за чистоту жанра. Музыкант представил сразу несколько программ. Так что сыроватые прочтения композиций The Beatles легко компенсировались каверами на Дэвида Боуи и Nirvana. Хороши были сессионные выходы Румянцева с другими музыкантами и особенно — с ансамблем Кролла.

Многим пришлось по душе изысканное выступление блистательного Даниила Крамера, вышедшего как с собственной программой, так и с представленной фирмой «Мелодия» оперной певицей Хиблой Герзмавой — главной звездой фестиваля. Кто-то предпочел «корпоративный» джаз (так его в шутку назвали в кулуарах) нарядного фортепианного трио Bel Suono, сделавшего ставку на джазовый кроссовер.

Номинально фестиваль завершала группа Billy’a Band, но после грандиозного салюта зрителей ждал еще один сюрприз. На сцену поднялись Егор Гуляев (труба) и Николай Свирчков (гитара) из Донецка. По вечерам дуэт выступал на набережной и парни, набравшись смелости, попросили организаторов позволить им сыграть на большой сцене. Огромное фестивальное поле, затаив дыхание, внимало знаменитой теме The Girl From Ipanema Антонио Жобима. Именно такой финал отчетливо показал как мобильность формата фестиваля, способного вместить одновременно и корифеев, и талантливую молодежь, так и силу джаза.

Для московского промоутера Андрея Солдаткина коктебельский опыт проведения крупного опен-эйра, да еще в джазовом формате — первый. Практически все музыканты «Нашего джаза» выходили на сцену в оба фестивальных дня. Это легко понять — фестиваль молодой и позволить себе обширный лайн-ап он пока не в состоянии. Организаторы нащупывают свою стилистику, совмещая в фестивальном контексте всю джазовую палитру. Политических акцентов организаторы, похоже, специально избежали. Но вряд ли кто-то сможет возразить против инициативы по доставке в крымские детские дома груза книг и дисков от Национального фонда поддержки правообладателей.