Минкультуры проведет всероссийскую перепись артистов

В рамках масштабного исследования будут составлены анкеты всех деятелей сцены
Олег Кармунин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Министерство культуры РФ проведет всероссийский мониторинг театральной жизни. Директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум рассказала «Известиям», что одна из задач переписи творческих работников — выяснить количество и трудовой статус театральных актеров в России перед реформой трудового законодательства.

— Из официальной статистики нам неизвестно, сколько артистов находится на срочных и бессрочных трудовых договорах. Чтобы узнать, кого именно коснется реформа трудового законодательства, мы должны провести этот мониторинг, — заключила Софья Апфельбаум.

Планируется, что после реформы все актеры, работающие по бессрочному трудовому договору, будут переведены на срочные и должны будут раз в 5 лет проходить конкурсный отбор. Ожидается, что замена бессрочных актерских договоров начнется в 2015 году. Данные о всех российских актерах, работающих в театрах, должны быть подготовлены к 15 ноября.

Опрошенные «Известиями» деятели сцены поддержали переход на срочные контракты.

Художественный руководитель Московского академического театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис сказал, что перевод бессрочников на срочные договоры означает «возвращение артистов к правде жизни».

— У меня в театре есть некоторое количество людей, которые по 6–8 лет не выходят на сцену. По справедливости, у каждого должна быть нагрузка, а театр должен работать эффективно. Нельзя иметь коллектив из 100 человек, из которых только 30 не работают, — уверен Карбаускис.

Народный артист СССР Олег Басилашвили считает, что инициаторы реформы напрасно обходят вниманием руководителей театров.

— Главных режиссеров и худруков, которые получают зарплату и ничего не делают, пруд пруди. Почему о них речи не идет? — интересуется Олег Басилашвили. — И почему главный режиссер имеет право увольнять артистов, а художественному коллективу, который недоволен руководством, такое право не дано? На мой взгляд, это несправедливо.

Театральный режиссер и педагог Эдуард Бояков поддерживает идею перехода на срочные контракты артистов и всего творческого штата театров.

— Творческая среда должна быть подвижной. А с техническим штатом — монтировщиками и осветителями — нужно быть осторожнее, потому что все они привязаны к конкретной площадке, — отметил Бояков. — Однако я уверен в том, что все главные национальные театры должны сохранить свои труппы.

В рамках всероссийского мониторинга театральной жизни Министерство культуры планирует также изучить виды театрального управления.

— Мы хотим узнать, какое количество театров в России возглавляется худруками, какое — директорами, а какие театры работают по системе двуначалия. Кроме того, в официальной статистике нет данных о работе негосударственных театров, — говорит Софья Апфельбаум.

Она отметила, что Минкультуры будет уделять особое внимание состоянию театров юного зрителя. Их поддержка и развитие предусмотрены в рамках исполнения поручения президента по итогам Совета по культуре и искусству.

В сферу мониторинга должны войти «профессиональные театры всех организационно-правовых форм и форм собственности — государственные, муниципальные и частные, а также элементы театральной инфраструктуры — театральные учебные заведения, театральные агентства, продюсерские фирмы».

Во время мониторинга будут изучены технические (состояние здания, оборудование сцены) и экономические показатели театров, а также внутритеатральная организация (состояние труппы, текучесть кадров и т.д.). Исследование также включает опрос экспертного сообщества театральных деятелей — актеров, режиссеров, художников и критиков. На основе собранных данных Минкультуры получит обоснование «для принятия мер государственной политики в области театрального дела».