Царицыно породнилось с пустынями и тропиками

На выставке кактусов в музее-заповеднике соседствуют растения, встреча которых в естественных условиях была бы невозможна
Виктория Иванова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Если вам в очередной раз скажут, что кактусы не цветут — не верьте. Посмотреть цветение самых разнообразных агав, стапелий и алоэ можно в оранжерейном комплексе Музея-заповедника «Царицыно», где открылась выставка «Из пустынь и тропиков».

В Виноградной оранжерее соседствуют растения, встреча которых в естественных условиях была бы невозможна: одни обитают в тропических лесах, другие — в саванне, третьи — на каменистых просторах. Единственное, что их объединяет, — способность выживать в условиях жары и малого количества воды, накапливать и сохранять живительную влагу.

— Все растения на этой выставке принадлежат к группе суккулентов. Коротко про них можно сказать «запасливые вы наши», поскольку они запасают практически всё. Помогают суккулентам в этом толстые стебли, или толстые листья, или толстые корни, или всё сразу. Но несмотря на то, что все суккуленты родственны между собой, по внешнему виду и цветению они совсем не похожи, — пояснила «Известиям» начальник отдела научного формирования и развития оранжерейного комплекса Лидия Комиссарова.

Суккуленты не только по-разному цветут, но и пахнут. Среди приятных человеку ароматов, например, мятного — так благоухает «комнатная мята» — плектрантус, в оранжерее ощущается и запах тухлого мяса — так пахнет стапелия, цветы которой еще Гете называл «самыми красивыми и самыми чудовищными».

К слову, Гете вообще отличался любовью к кактусам, или по крайней мере проявлял к ним интерес: на выставке можно увидеть «цветок Гете» — бриофиллум (каланхоэ) Дегремона. Известно, что классик употреблял в пищу его побеги — для омоложения. С омолаживающим эффектом часто связывают и алоэ: в экспозиции сразу несколько видов этого растения.

— Его еще называют столетником. С одной стороны, потому что в неволе алоэ цветет очень редко, — раз в сто лет. С другой — имеется в виду целебная сила сока алоэ, значительно улучшающая здоровье, — пояснила Лидия Комиссарова.

Хороша для здоровья и мексиканская опунция — кисло-сладкие плоды «потсли», как ее называли ацтеки, употребляются в пищу в свежем, сушеном или вареном виде; сок используют для приготовления желе и сиропов, и в качестве пищевого красителя.

История многих суккулентов так или иначе связана с приметами или сказаниями. Например, мексиканский пахиподиум называют «призраком» (в пустыне путешественники часто принимали этот кактус за человека), хатиору — «кактусом танцующих костей» (за сходство строения стеблей с человеческим скелетом), кактусы-литопсы — живыми камнями. Сансевиерию в России называют «тещиным языком», в Америке — «змеиной кожей», в Германии — «африканской коноплей». Сами африканцы при этом успешно используют ее лечебные свойства, а итальянцы и вовсе ставят корзины с желто-зелеными листьями у входа в дом — чтобы сберечь семью от сглаза и наветов.

Суккуленты в Царицыно любили еще в XVIII веке. Согласно музейной описи, в 1772 году в оранжерее уже имелись два горшка с алоэ, в 1814 появилась стапелия, а в 1825-м садовники хвастались юккой, привезенной из Санкт-Петербурга. Представлены на выставке и иллюстрации из книги «Иконография растений» (1737–1745): за три века кактусы ничуть не изменились — так же выглядят, так же цветут. Просто некоторые делают это один раз в жизни — как агавы.

Выставка продлится до 7 сентября.