Теория больших чисел учит не сдаваться

В новом романе Джоджо Мойес «Один плюс один» героев ведет по жизни любовь к цифрам
Виктория Иванова

Несмотря на то что Джоджо Мойес уже дважды выиграла премию Ассоциации романтических новеллистов в Великобритании, а во всем мире романы писательницы продаются миллионными тиражами, в России ее имя не слишком хорошо известно. Отчасти в этом виноват перевод, точнее — его отсутствие. У Мойес 13 романов, но переведены на русский всего три, в том числе самый успешный — «До встречи с тобой».

Этот пробел постепенно восполняет издательство «Иностранка» («Азбука-Аттикус»), выпустившее «Один плюс один». Пусть читателя не смущает столь избитое название: новая история не связана, например, с одноименным французским фильмом. Хотя поначалу может показаться, что «Один плюс один» — что-то из разряда банального «встретились два одиночества».

Она — мать-одиночка Джесс, оставшаяся без мужа с двумя детьми. В поисках средств к существованию Джесс берется за любую работу, будь то официантка в пабе или уборщица частных домов в богатом пригороде. Мысли героини постоянно возвращаются к детям: как сделать так, чтобы старшего, Никки, перестали бить соседские мальчишки? Как подарить младшей, Танзи, столько любви, чтобы ей хватило на всю жизнь?

Он — преуспевающий бизнесмен Эд Николс, когда-то положивший на алтарь карьеры семейную жизнь, сейчас же потерявший работу из-за мести бывшей подружки. Знакомство Джесс и Эда проходит по всем правилам драмы положений: она убирает в его доме, он захлопывает перед ее носом дверь. Она работает в пабе, он приходит туда напиться. Она попадает в аварию, он проезжает мимо.

В череде обстоятельств Эд берется помочь многострадальной семье и доставить Джесс с детьми в Шотландию — так начинается типичный роуд-бук, где значительное внимание уделяется подробностям поездки. При этом Джесс пытается сэкономить каждый пенс и никак не может начать доверять Эду; тот, в свою очередь, вообще не может понять, зачем ввязался в эту авантюру.

Одна из главных тем книги — тема денег, которых постоянно не хватает. Конкурировать с ней может лишь повествование об огромном старом псе Нормане, поданное со всеми реалиями собаководства. В итоге собачья линия трогает гораздо сильнее любовной.

Истинную же суть заглавного «Один плюс один» начинаешь понимать лишь к середине книги. Весь роман Мойес пронизан если не любовью к математике, то любовью к цифрам — точно. В цифрах кроется вся прелесть жизни для Танзи, проявляющей неординарные математические способности. В них же — причина постоянного «финансового» напряжения Джесс. Они же имеют отношение к банковским махинациям, из-за которых Эду предстоит предстать перед судом.

Но в них же — оплот надежды и залог выживания в трудном мире: «Теория вероятности и закон больших чисел утверждают: иногда нужно пытаться снова и снова, чтобы получить желаемый результат. Чем больше пытаешься, тем скорее получится. Или, как я объяснила маме, в сущности, иногда просто надо не сдаваться».