Положение «Латвия для латышей» теперь прописано в Конституции

Андрис Берзиньш одобрил утвержденную сеймом скандальную преамбулу к Основному закону страны
Татьяна Байкова
Фото: REUTERS

Глава Латвийской Республики Андрис Берзиньш 8 июля утвердил принятую сеймом 19 июня преамбулу к Конституции, в которой сказано, что Латвия призвана гарантировать существование именно латышской нации.

Еще в июне текстом преамбулы были возмущены оппозиционные партии и нацменьшинства, ведь, по их мнению, дополнение нарушает права других народов, проживающих в прибалтийском государстве.

В тексте преамбулы сказано, что «Латвия, провозглашенная 18 ноября 1918 года, была создана за счет объединения латышских исторических земель на основании непреклонной государственной воли латышской нации и ее неотъемлемого права на самоопределение, чтобы гарантировать существование и вековое развитие латышской нации, ее языка и культуры, обеспечить свободу и поддержать благосостояния каждого человека и всего народа».

— Преамбула носит откровенно националистический характер, фактически она подтверждает, что Латвия существует исключительно в интересах латышского народа, — считает лидер партии «За родной язык» Владимир Линдерман. — За всё время существования республики постоянно предпринимаются шаги, направленные на выполнение главной задачи — дерусификации Латвии.

Согласно тексту преамбулы, «Латышский как единственный государственный язык, свобода, честность, справедливость, солидарность, равноправие, семья, труд и верность Латвии — это основа сплоченного народа».

В Латвии население составляет около 2 млн человек, из них около 40% русскоязычные — русские, украинцы, белорусы. Еще в июне разработка и утверждение преамбулы к Конституции сопровождались ожесточенными спорами и протестами со стороны оппозиции и нацменьшинств, считающих дополнение угнетением на законодательном уровне.

— Теперь латышское законодательство обеспечивает следующие шаги по угнетению русского населения, загоняет русских в бесправное гетто, — сказал Линдерман. — Преамбула — это развернутое обоснование националистического лозунга «Латвия для латышей».

По его мнению, после подобного прецедента могут появиться и другие законодательные акты, дерусифицирующие страну. В дальнейшем, как считает оппозиционер, латвийские власти предпримут попытку ликвидировать русские школы. И с учетом одобренной преамбулы защитить их будет крайне проблематично.

В сентябре 2013 года экс-министром образования Латвии Карлисом Шадурскисом была подготовлена программа перехода всех государственных общеобразовательных учреждений Латвии на латышский язык.

— Подобная реформа поможет ускорить процесс интеграции русскоязычных и даст одинаковые возможности на рынке труда всем жителям Латвии, — заявил «Известиям» Шадурскис. — Сейчас, поскольку русский язык не считается государственным, тем, кто не знает латышского, практически невозможно заполнить какие-либо документы для госучреждений.

Инициатива была встречена всеобщим негодованием русскоязычного населения страны. Однако демонстрации сошли на нет под давлением со стороны спецслужб.

— Высшим пиком русского сопротивления стал референдум 2012 года, собравший 300 тыс. подписей за введение русского языка, — считает Линдерман. — Дальнейшее развитие ситуации в пользу русского населения возможно только при участии России. Мы можем лишь защищаться, а переломить ход ситуации с учетом сильной поддержки Запада титульной латышской нации просто невозможно.