Московских бомжей проверят на туберкулез

«Социальный патруль» будет искать потенциальных пациентов в подъездах, парках и возле метро и отправлять на флюорографию
Анна Ивушкина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Муниципальная мобильная служба помощи бездомным «Социальный патруль» отправит столичных бомжей, найденных в подъездах, парках и возле метро, на обязательную флюорографию. Эта мера направлена на выявление среди бродяг больных туберкулезом. Как сообщил «Известиям» начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам московского департамента соцзащиты Андрей Пентюхов, выявленных туберкулезников «в обязательном порядке отправят на лечение» в туберкулезную больницу № 11 Солнечногорска. По его словам, помещения подъездов, где найдут больных, управляющим компаниям поручено будет дезинфицировать сразу после установки диагноза.

Пентюхов уточнил, что поиском больных бездомных будут заниматься экипажи 30 машин «Социального патруля», а также пешие бригады.

— В первую очередь будут проинспектированы подъезды жилых домов, потому что там от бродяг могут заразиться туберкулезом жильцы, — рассказывает Пентюхов. — Их будут привозить на флюорографию в ближайшие мобильные станции, уже сейчас дежурящие возле пунктов дезинфекции и центров социальной адаптации. В случае если на рентгене обнаружат затемнения, для дальнейшей установки диагноза бродяг на «скорой» отправят в больницы.

Андрей Пентюхов подчеркнул, что обследование, а при необходимости и лечение, являются для бомжей, как и для других граждан, обязательными в соответствии с федеральным законом № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (ст. 10).

— Нередки случаи, когда бродяги сбегают по дороге в больницу или уже во время лечения, — добавил Пентюхов. — С этим мы намерены бороться — разыскивать их с помощью полиции и возвращать на место.

Депутат Мосгордумы Кирилл Щитов пояснил, что запланированные мероприятия связаны с увеличением количества бомжей в московских подъездах.

— Сейчас полиция за них взялась, за последние год-полтора от бездомных освободили вокзалы и заброшенные здания, и они перебираются в подъезды. Особенно много бомжей в домах в центре — оттуда недалеко добираться до мест, куда активисты привозят им еду, — рассказывает Щитов.

Он сообщил, что в мэрию и Мосгордуму поступает множество жалоб жителей, в том числе опасающихся заразиться туберкулезом.

— Болезнь передается воздушно-капельным путем, и риск действительно высок, — отмечает Щитов.

Он добавил, что считает необходимым направление бомжей на диагностику и других заболеваний, например педикулеза.

Доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института туберкулеза РАМН Оксана Комиссарова сообщила, что при контакте с больным туберкулезом вероятность заражения воздушно-капельным путем составляет 10%.

— Всё зависит от качества иммунитета. Разумеется, наличие бомжей в подъезде представляет собой риск заражения, — считает Комиссарова.

По ее словам, случаи заражения от бездомных, вероятно, были, но документально такая информация не фиксируется и поэтому не может быть подтверждена.

Директор российского представительства Amnesty International Сергей Никитин считает, что обязательная проверка бомжей на туберкулез противоречит правам человека.

— Это дискриминация. Почему выделяется отдельная категория «туберкулезных» граждан? И вообще, совершенно непонятно, как они будут определять — бомж человек или он просто неопрятно выглядит и не взял с собой паспорт? А на каком основании полиция будет задерживать сбежавших? — возмущается Никитин.

Он также сомневается в том, что система здравоохранения готова принять и вылечить большое количество человек.

— Получается, железной рукой загоняем людей в счастливую здоровую жизнь. Ни в одной цивилизованной стране такого нет. Зато, например, в Британии развита сеть социальных общежитий, а в Москве их только два, — отмечает Никитин.

Отметим, это не первая мера московских властей в отношении бездомных. Ранее «Известия» сообщали о планах мэрии обязать бомжей получать документ о том, что они занимаются бродяжничеством, но не представляют угрозы для общества. Также предполагалось, что раз в полгода бездомный должен будет проходить медобследование, а если у него найдут инфекционное заболевание, то и лечение.