У российских граждан и компаний может появиться право вкладываться в зарубежные банки дистанционно — через управляющие компании: для этого нужно будет при передаче средств в управление указать, на счета в каких банках и какой страны они должны быть размещены. Такое предложение содержится в письме Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), направленном в Центробанк (копия есть у редакции). Сейчас, чтобы разместить средства на депозите иностранного банка, нужно покинуть пределы страны и лично явиться в отделение, где есть планы открыть счет. Этим планам, однако, может помешать растущий отток капитала из России.
— Предложения ассоциации касаются только индивидуального доверительного управления ценными бумагами и не затрагивают правила инвестирования средств паевых инвестиционных фондов, пенсионных резервов и пенсионных накоплений, — сказал «Известиям» предправления НАУФОР Алексей Тимофеев. — Действующее регулирование (приказ ФСФР России № 07-37/пз-н) разрешает размещение денежных средств, находящихся в доверительном управлении, во вклады в кредитных организациях. Вместе с тем по закону «О банках и банковской деятельности» кредитными организациями в России признаются только российские юридические лица, имеющие соответствующую лицензию Банка России. Иностранные банки не попадают под определение «кредитная организация» в соответствии с российским законодательством (для них используются термины «иностранная кредитная организация», «иностранный банк»).
По словам Тимофеева, возможность размещения средств во вклады в иностранных кредитных организациях будет востребована управляющими, стратегия доверительного управления которых предполагает совершение большого числа сделок с иностранными ценными бумагами, расчеты по которым осуществляются в иностранной валюте.
— В настоящее время Банком России ведется работа по совершенствованию нормативного регулирования доверительного управления ценными бумагами, — подтвердили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. — Предложения рабочей группы НАУФОР по доверительному управлению будут рассмотрены при разработке проекта указания Банка России о деятельности по управлению ценными бумагами (новая редакция приказа ФСФР). Указанный проект будет размещен на официальном сайте Банка России в целях его обсуждения с участниками рынка.
Источник, близкий к ЦБ, рассказал, что УК и сейчас де-факто предлагают своим клиентам открыть депозит в иностранном банке. В частности, по словам собеседника, это практиковали УК «Атон-менеджмент» и УК «Ренессанс Капитал». Однако в этих компаниях, куда обратились «Известия», а также еще в 10 УК эту информацию не подтвердили. В компаниях заявили, что конкретного такого продукта у них нет, и посоветовали самостоятельно обращаться в зарубежные банки. Логично, что официально никто из УК не предоставил официальный комментарий — во избежание повышенного внимания регулятора.
— Нарушение прямого запрета законодательства на размещение активов, переданных в доверительное управление, на депозиты в иностранных банках для российских управляющих компаний чревато серьезными санкциями со стороны ЦБ вплоть до отзыва лицензии, — объясняет член совета директоров ИГ «Норд-капитал» Лариса Сафонова. — Мы строго соблюдаем требования законодательства.
Эксперты указывают, что сейчас есть несколько схем по открытию управляющими компаниями депозитов в зарубежных банках в пользу клиентов.
— Такие УК обычно решают эту проблему через создание компании-нерезидента и предлагают своим клиентам работать непосредственно через нее, не принимая риски российской юрисдикции и нашего законодательства, — говорит директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. — Также клиенту могут предложить какой-то структурированный продукт, в основе которого также по факту будет депозит. В случае формального разрешения для УК размещаться в зарубежных банках какая-то часть клиентов может вернуться в Россию и инвестировать через российские офисы УК.
По словам руководителя департамента развития коллективных инвестиций «БКС Премьер» Марины Лазуткиной, есть другой вариант: клиенту открывается недепозитный счет в зарубежном банке, а российской УК предоставляется доступ к управлению средствами на нем. Но, как отмечает Лазуткина, это не открытие депозита в классическом понимании этого слова.
— Новация расширяет список инструментов, доступных для УК, — говорит старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. — Они смогут размещать депозиты в различных валютах (включая экзотические), находить наилучшее соотношение дохода и риска при размещении средств в иностранной валюте. Граждане и компании, вероятно, смогут размещать средства в иностранных банках, не проходя обязательную процедуру идентификации клиента и не общаясь напрямую с банком (хотя, возможно, УК в любом случае должна сообщить банку о конечном бенефициаре средств). При этом будут исключены вопросы налоговой инспекции (в частности, проблемы, связанные с получением дохода на счет в иностранном банке и уплатой налогов с него, ведь функции налогового агента получает УК).
По словам директора аналитического департамента United Traders Михаила Крылова, в Европе и США на депозиты юрлиц (а размещать депозиты УК будет как юрлицо по паспорту и налоговому документу) распространяются гарантии сохранности средств — в Европе объем страхового возмещения для компаний составляет €100 тыс., в США — $250 тыс. Ставки по депозитам в Европе и США — 1–2% годовых, указывает Крылов. В России вклады страхуют для физических лиц на 700 тыс. рублей, депозиты юридических лиц не страхуются; рублевые ставки составляют в районе 10–13% годовых.
— Популярность депозитов в иностранных банках весьма высока, несмотря даже на более низкую доходность по сравнению с размещением средств в российских финансовых институтах, — говорит руководитель направления по работе с иностранными банками Бинбанка Виктория Журавлева. — Основным доводом клиентов чаще всего являются надежность и безопасность. С точки зрения законодательства, сегодня открыть банковский счет за границей может каждый гражданин РФ.
По словам Журавлевой, существенные отличия от открытия счета на территории России — длительность процедуры (иногда до нескольких месяцев), предоставление расширенного комплекта документов с переводом на английский язык, необходимость личного присутствия в иностранном банке при подаче документов, а также потенциальный риск отказа в открытии счета. Также стоит отметить, что во многих банках требования к размеру минимального вклада довольно высоки (около €10 тыс.).
— Для открытия счета в зарубежном банке нужно предоставить апостилированные копии паспортов, подтверждающих резидентство, а также копии счетов за указанный банком период, подтверждающие проживание — в общем, пройти все процедуры, предусмотренные банком для нерезидентов, — говорит Лазуткина. — В подавляющем большинстве случаев потребуется личное присутствие клиента, кроме тех, где интересы клиента представлены авторизованным партнером банка. Для открытия счета в российском банке достаточно паспорта для физлица и паспорта и документов из налоговой для юрлица.
По словам Васина, как правило, средства доверительного управления в основном размещаются в российские и иностранные ценные бумаги (акции, облигации), на депозитах размещается небольшая часть средств. По подсчетам Крылова, на вклады в банках приходится около 5% от всего объема средств, находящихся в доверительном управлении.
По данным Национального рейтингового агентства, совокупный объем активов в индивидуальном доверительном управлении у УК на начало 2013 года составлял 315,05 млрд рублей, на конец — 276,77 млрд (нетто-отток за год можно оценить как 50 млрд рублей). По итогам I квартала 2014 года показатель составил 280,44 млрд. По данным «Эксперт РА», на конец I квартала 2014 года в доверительном управлении у УК средств физлиц насчитывалось около 150 млрд рублей, а юрлиц — 380 млрд.
По мнению начальника аналитического управления Банка БКФ Максима Осадчего, размещение средств на депозитах банков-нерезидентов позволит снизить риски фондов, повысить диверсификацию активов. УК смогут направлять средства в иностранные банки с кредитными рейтингами, превосходящими рейтинги российских банков. Вместе с тем, как говорит Осадчий, идеи НАУФОР идут вразрез с политикой по сокращению оттока капитала из России. По данным Минэкономразвития, чистый отток капитала из России за первое полугодие 2014 года составил $80 млрд, против $59,7 млрд за весь 2013 год.