Оператор российского «Первого канала» был убит украинскими военными в ночь на 30 июня. Анатолий Клян получил смертельное ранение в живот во время обстрела автобуса с женщинами и представителями СМИ вблизи воинской части в Донецке. 68-летний оператор скончался по дороге в больницу. Также во время обстрела был ранен водитель автобуса, который всё же смог вывезти пассажиров из-под обстрела и спасти находящихся в салоне людей. Ранения также получили две женщины, находившиеся в автобусе.
— Матери солдат-срочников, которые хотели забрать своих сыновей домой, ехали в автобусе к воинской части № 1428 на территории Донецка. С ними ехали корреспонденты. На автобусе была вывешена белая простынь, показывающая, что это не военные. Но, несмотря на это, по автобусу открыли огонь, причем старались попасть в бак, чтобы все сгорели, — рассказал председатель Донецкой Народной Республики (ДНР) Андрей Пургин.
Согласно сообщению «Первого канала», как только автобус подъехал к воинской части, началась стрельба. «Журналистам казалось, что им удалось покинуть опасный район. Они успели забежать в автобус и отъехать метров на 500. Машина остановилась. Люди вышли на улицу перевести дух, кто-то закурил. В этот момент небо осветила сигнальная ракета. И сразу по журналистам открыли огонь из автоматов», — говорится на сайте телеканала.
Под обстрел также попала съемочная группа LifeNews. По словам корреспондента Кирилла Олькова и оператора Марата Абулхатина, они находились в своей машине и ожидали прибытия автобуса. В это время по ним открыли огонь. Журналисты чудом успели покинуть транспорт и не пострадали.
— Мы успели выползти на дорогу из машины, укрылись под ней. По нам долго стреляли без остановки, — сообщили Ольков и Абулхатин. — Пускали световую ракету, чтобы было светло, и снова стреляли. К счастью, нам удалось доползти до обочины. Примерно в это же время открыли огонь по автобусу с остальными журналистами. Убили оператора «Первого канала», водителя автобуса ранили. Но он людей вывез.
По словам премьер-министра ДНР Александра Бородая, поездка была организована без ведома местных властей.
МИД России в официальном заявлении потребовал немедленно наказать виновных в убийстве Анатолия Кляна.
«Нападения на наших журналистов происходят на фоне неоднократных заверений президента П.А. Порошенко в готовности урегулировать ситуацию на юго-востоке страны, добиться перемирия. Возмущены линией Киева в отношении журналистов из России, работающих в опасных условиях на Украине, требуем немедленно прекратить подобные преследования и расправы и наказать виновных. Украина должна наконец начать выполнять свои международные обязательства в сфере прав человека и верховенства закона», — говорится в заявлении внешнеполитического ведомства России.
Также МИД РФ отметил, что без ответа остались адресованные украинским властям требования российской стороны и международного сообщества провести расследования всех случаев нападения на российских журналистов.
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович выразила соболезнования семье и коллегам погибшего.
В письме к Порошенко Миятович призвала украинского президента уважать свободу СМИ и воздерживаться от любого насилия в отношении журналистов.
«Со смертью Кляна число погибших корреспондентов на востоке Украины увеличилось до пяти. Я призываю власти оперативно расследовать обстоятельства смерти Кляна, а также другие нападения на журналистов и привлечь виновных к ответственности», — заявила Миятович.
На произошедшее с российским журналистом отреагировало российское отделение Human Rights Watch (HRW).
— Ужасная трагедия произошла 30 июня с российским оператором Анатолием Кляном. Мы призываем украинские власти немедленно расследовать обстоятельства обстрела мирного населения в Донецке, — сказала пресс-секретарь HRW Юлия Горбунова. — Во внутреннем вооруженном конфликте журналисты являются гражданскими лицами и не могут быть подвержены атакам. Это нарушение международного гуманитарного права. Власти Украины должны сделать всё возможное, чтобы обеспечить возможность журналистам беспрепятственно осуществлять свою деятельность.
Трагическое событие произошло после того, как Порошенко заявил о продлении перемирия на юго-востоке Украины до 22.00 30 июня. Режим неприменения силы, истекавший вечером 27 июня, решили продлить после совещания с силовиками и на основании решения Совета национальной безопасности и обороны Украины.
По словам Пургина, заявления о готовности Порошенко добиться мирного урегулирования ситуации на юго-востоке Украины не имеют ничего общего с реальностью.
— Временного перемирия никогда не было. Есть ряд причин, из-за которых оно и не может наступить, — отметил Пургин. — Для прекращения огня мы требуем отпустить наших заложников, эти люди находятся в областных управлениях СБУ. Им невозможно передать еду, нельзя договориться о свидании. Причем на обмене заложниками уже настаивают Европа и Россия. Также необходим гуманитарный коридор из России в ДНР. В Ростове скопилось огромное количество гуманитарных грузов, но мы не можем получить их, так как украинские пограничники их не пропускают.
По словам командира народного ополчения Донбасса Мирослава Руденко, город Славянск находится в полной блокаде, подвоз туда продуктов и вывоз раненых осуществляется очень тяжело.
— Мы огнем раздвигаем кольцо окружения, и через этот коридор производится сообщение со Славянском, — сообщил Руденко.
По мнению ополченца, нацгвардия игнорирует Венскую конвенцию и не страшится Международного трибунала.
— Если они оставляют раненых без еды и воды, то им плевать, в кого стрелять. Они убивают мирное население, так же спокойно они убили и Кляна, выполнявшего свою работу, — сказал он.
На опубликованном видео обстрела автобуса с женщинами и журналистами видно, как Анатолию оказывают помощь его коллеги после того, как пуля попала ему в живот. Оператор несколько раз сказал, что его ранило и что ему тяжело дышать. Проехав несколько сотен метров, автобус остановился, так как водитель, получивший ранение в голову, потерял сознание. Журналисты остановили попутку и помогли Анатолию сесть в нее. Кляна довезли до машины скорой помощи, врачи пытались спасти его, но ранение оказалось смертельным.
Анатолию Кляну было 68 лет, 40 из низ он посвятил телевидению. За время работы оператором он побывал в множестве горячих точек — в Югославии, Афганистане, Ираке. Когда украинские власти запретили въезд в страну мужчинам из России младше 60, Анатолий говорил, что у него есть преимущество перед более молодыми коллегами. До самой смерти он оставался предан своему делу, его последними словами были: «Камера, камера», он не хотел, чтобы его камеру с отснятым материалом оставляли в автобусе. У Анатолия остались жена, двое детей и внуки. Один из его внуков последовал по стопам деда и теперь учится во ВГИКе на оператора.