ОНФ пожаловался Чуйченко на неисполнение указов президента

Помощника президента Константина Чуйченко просят разобраться с необоснованным увеличением «Почтой России» стоимости подписки на газеты и журналы
Алена Сивкова, Мария Самохвалова
Фото: Дмитрий Астахов

В «Общероссийском народном фронте» (ОНФ) недовольны тем, что правительство не выполняет указы президента в части, касающейся снижения необоснованно завышенной стоимости подписки на газеты и журналы (1 июня 2014 года истек срок исполнения этих поручений). В связи с этим сопредседатели центрального штаба ОНФ Станислав Говорухин, Ольга Тимофеева и Александр Бречалов подготовили письмо на имя помощника президента Константина Чуйченко (есть в распоряжении «Известий») с просьбой разобраться, почему правительство до сих пор не обеспечило приоритет региональных и муниципальных средств массовой информации при оказании Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям уже существующих мер поддержки, не были представлены новые предложения по оказанию помощи, в том числе направленные на компенсацию издержек, понесенных печатными СМИ в связи с повышением ФГУП «Почта России» тарифов на доставку периодических печатных изданий. По сообщениям редакторов региональных СМИ, цена на подписки увеличилась в диапазоне от 34 до 200%, а тиражи упали более чем в два раза.

Кроме того, чтобы разобраться в этой проблеме, 30 июня представители ОНФ проведут круглый стол с участием представителей руководства Минкомсвязи и «Почты России». По его итогам для президента Владимира Путина будет подготовлен специальный закрытый доклад. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к «фронтовикам».

В письме сопредседателей ОНФ также сообщается, что в ответ на все просьбы общественности в правительство обратить внимание на несправедливость в вопросе подписки и помочь спасти российскую прессу в регионах звучат просто издевательские предложения. Так, в ответе Минкомсвязи от 18 мая 2014 года говорится о том, что в качестве поддержки подписной кампании «Почта России» решила потратить часть денег, полученных от роста тарифов, на закупку дешевых подарков для подписчиков.

В ОНФ подтвердили существование такого письма, однако комментировать его содержание отказались.

Напомним, что в рамках первого медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», организованного в Санкт-Петербурге 23–25 апреля 2014 года, журналисты из 85 регионов России на встрече с Владимиром Путиным пожаловались на резкое и необоснованное увеличение «Почтой России» стоимости подписки на печатные издания со второго полугодия 2014-го. В ответ на заявление представителей СМИ об увеличении стоимости подписки для региональной прессы президент Владимир Путин отметил, что «Почта России» не должна ставить печатные СМИ в сложное положение, и пообещал разобраться в этом вопросе.

— Всё, что делается, должно делаться аккуратно, не разрушая другие отрасли, в том числе и средства массовой информации, не ставя их в сложное положение, — сказал президент России. — Всё должно делаться единовременно, по согласованию. Это должно сопровождаться определенными дотациями. Я обязательно поговорю с коллегами, чтобы не ставить вас в сложное положение.

По итогам встречи Владимир Путин поручил правительству уладить данный вопрос до 1 июня, однако никаких предложений со стороны правительства представлено не было.

В 2008 году после аналогичного обращения к Владимиру Путину журналистов федеральная власть стала дотировать подписку в размере 3 млрд рублей в год. В этом году Минкомсвязи даже не выходило на правительство с просьбой дотировать подписку. В результате чего в конце марта «Почта России» официально объявила об увеличении стоимости подписки — с 1 апреля 2014 года «Почта России» пересмотрела тарифы на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов, а также формулу определения цены — был применен принцип территориального зонирования по пяти тарифным зонам. В результате тариф для наиболее многочисленной первой зоны вырос с 1,63 рубля (максимальная цена в первом полугодии 2014 года) до 4,38 рубля (цена во втором полугодии 2014 года), для второй тарифной зоны — до 4,93 рубля за доставку одного экземпляра газеты или журнала массой до 12,5 г. Таким образом, средний рост стоимости почтовых услуг по распространению прессы составил более 300%.

При этом непонятен принцип зонирования, установленный «Почтой России». Наиболее высокая цена — 4,93 рубля — установлена для второй зоны, куда включены и Тюменская, и Курганская области. Так, доставка почты на Чукотку обходится дешевле, чем в Оренбургскую область. При этом стоимость доставки одной газеты в Тюменскую область составляет 4,93 рубля, а в соседний ХМАО — 3,59 рубля. Вызывает вопросы у представителей ОНФ политика «Почты России», связанная с установлением пониженных тарифов для более финансово устойчивых центральных изданий с тиражом свыше 220 тыс. экземпляров либо для региональных тиражом свыше 15,5 тыс. экземпляров. По убеждению «фронтовиков», этот факт дискриминирует маленькие районные и городские издания, как раз нуждающиеся в государственной поддержке.

При этом сдерживание роста подписной цены происходило за счет уменьшения прибыли самих СМИ, что сопровождалось сокращением сотрудников, их зарплат, ухудшением качества изданий, ростом их закредитованности.

Получить комментарий от представителей Министерства связи и массовых коммуникаций «Известиям» не удалось.

Первый зампред комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин отметил, что в настоящее время около 60 млн россиян являются интернет-пользователями и, чтобы окончательно не потерять рынок печатных СМИ, необходимо правильно выстаивать менеджмент — не коммерциализировать, а наоборот, идти на социалку, чтобы люди получали газеты и журналы по низкой цене.

— Если решить вопрос поручает президент РФ — это приоритетная задача, которую он ставит абсолютно перед всеми своими подчиненными, будь это председатель правительства или руководитель «Почты России». То, что вопрос не был решен, конечно, прискорбно. И это в первую очередь ошибка менеджмента «Почты России». Мне казалось, что вскоре после смены власти «Почта России» заиграет с новым лоском, что откроются новые функциональные центры, куда захочется приходить. Но воз и ныне там. Мы по-прежнем имеем разваленные представительства по всей территории РФ и соответственно проблемы с логистикой, повышение тарифов на перевозку и доставку. Я думаю, что нужно поднять этот вопрос в самое ближайшее время, — отметил Деньгин.

По словам депутата, в Госдуме также пройдет круглый стол, на котором парламентарии обсудят работу «Почты России». В частности — почему не было реакции на указы президента.

В свою очередь, в региональных СМИ «Известиям» подтвердили критичность ситуации в вопросах подписки. Генеральный директор издательского дома «Крестьянин» (Ростов-на-Дону) Ирина Самохина утверждает, что в связи с новыми тарифами «Почты России» пострадали абсолютно все компании, выпускающие издания с высокой периодичностью (1–4 раза в неделю).

— Чем чаще осуществляется доставка, тем выше тариф. Фактически это коснулось всех общественно-политических газет, распространяющихся по подписке. Поскольку у нас никто, кроме «Почты России», не доставляет в отдаленные хутора, других альтернатив у нас нет. Мы выпускаем пять продуктов, и цена доставки на них повысилась от 35 до 90%. И все обещания «Почты России», что тарифы поднимутся на 25%, мягко говоря, оказались неправдой. Изначально было понятно, что ценовая чувствительность населения в регионах очень высокая, а теперь это только лишний раз подтвердилось. Собственно говоря, поручение президента правительству было в том числе результатом наших многочисленных обращений, — рассказала она.

Кроме того, Самохина заявила, что 10 дней назад участники медиафорума подписали письмо в администрацию президента и в комитет ГД по информационной политике о том, что поручения президента по данному вопросу не выполняются.

Ирина Самохина также отметила, что досрочная подписка в России прошла по старым ценам. И очень многие СМИ сумели донести это до своих читателей и таким образом взяли 50% от общего объема подписчиков. Судя по реакции читателей на изменение цен, в среднем в этом полугодии общественно-политические газеты потеряют порядка 30% своих подписчиков, а в следующем — 50%.

Член экспертного совета Института социально-политических исследований Алексей Зудин рассказал «Известиям», что печатные издания сейчас переживают сложный период.

— С печатными СМИ, особенно в регионах, положение действительно непростое: наблюдается удорожание изданий и снижение тиражей. Но, с другой стороны, продолжает существовать контингент людей, которые читают газеты и журналы в печатном виде. Именно эти люди могут в основном пострадать, если проблема не будет решена. Именно их запросы окажутся неудовлетворенными. Это очень серьезная проблема, на которую обратил внимание ОНФ. Важность и необходимость ее незамедлительного решения понимает и президент. Я думаю, что просто-напросто «Народному фронту» придется повторно об этом напомнить, а правительству — сделать выводы о том, что оно не выполняет поручения президента, — отметил Зудин.