«США хотят реализовать в Сирии очередной сценарий «арабской весны»

Член миссии наблюдателей на выборах президента Сирии, сенатор Игорь Морозов рассказал «Известиям», почему для России важна стабильность на Ближнем Востоке
Наталья Башлыкова
фото: er.ru

Российские парламентарии вместе с представителями ЦИК будут наблюдать за ходом голосования на выборах президента Сирии, которые состоятся 3 июня. Несмотря на высокий рейтинг поддержки населением действующего президента Башара Асада, в стране существует риск срыва голосования радикальной оппозицией. О том, кто сегодня заинтересован в дестабилизации и разжигании новой волны сирийского конфликта «Известиям», рассказал член миссии наблюдателей, сенатор Игорь Морозов.

— Сирия стала одной из немногих стран, куда Россия официально направляет своих наблюдателей. Их не было ни на Украине, ни в Ираке. Почему такое внимание к этой стране?

— Сегодня в Сирии идет гражданская война, в которой силы вооруженной оппозиции при поддержке большого числа радикально настроенных правительств ведут борьбу против законного президента и парламента. Эта тенденция не может не беспокоить Россию, поскольку мы рассматриваем ее как продолжение операции «арабская весна», которую США начали на Ближнем Востоке три года назад. Тогда этот сценарий был реализован в Тунисе, Йемене, Египте. Настораживает то, что Белый дом начинает применять эти обкатанные технологии в Восточной Европе. На примере Украины мы видим, как на майдане были повторены те же технологии, что и на Ближнем Востоке.

— Почему России важно не допустить аналогичного сценария именно в Сирии?

— Нам не хотелось, чтобы у США сложилась иллюзия, что с подобными технологиями они могут обойти полмира и прийти в Россию. Именно поэтому мы начинаем работать на дальних рубежах. Сирия — это форпост оплота государственности в борьбе с незаконными вооруженными переворотами.

— Как вы сегодня оцениваете политическую ситуацию в Сирии? Насколько она контролируется режимом Асада?

— Она непростая. Вооруженная оппозиция в Сирии представляет собой широкий спектр джахадистов, которых финансирует множество стран. Это и Саудовская Аравия, и Катар, и Иордания при поддержке Евросоюза и США. Кроме того, оппозиция Сирии тесно связана с «Аль-Каидой». К большому сожалению, несколько дней назад Барак Обама заявил, что они будут в полной мере и дальше ее поддерживать, а военные США займутся ее подготовкой. Это заявление было сделано перед выпускниками военной академии Вест-Поинта.

— Есть ли гарантии безопасности граждан, которые пойдут на выборы?

— Вооруженная оппозиция будет делать все возможное, чтобы сорвать эти выборы, а недавняя встреча в Лондоне «друзей Сирии» лишь подтверждает это. Сейчас наступает момент истины для сирийского правительства: оно должно продемонстрировать всему миру, что контролирует ситуацию в стране. И у него есть позитивный пример: два года назад Башару Асаду удалось организовать парламентские выборы, в результате которых был выбран законный парламент. Сейчас мы хотели бы верить, что правительство Асада создаст все условия для проведения президентских выборов.

— Как вы оцениваете шансы на переизбрание Асада?

— Не хотелось бы выступать в роли пропагандиста или предсказателя, но мне кажется, что подавляющее большинство населения поддержит действующего президента. Многие понимают, что против Асада в стране выступает не оппозиция, а США и их партнеры по НАТО, которые манипулируют экстремистами, не гнушаясь и джихадистами из «Аль-Каиды». Поэтому шансы на переизбрание очень велики.

— Что будет означать его победа для Ближнего Востока?

— Его победа будет символизировать превосходство государственности и президентской власти над силами джихадистского зла, американской гегемонии и однополярности мира.

— Какова цель вашей миссии?

— Главной нашей задачей в день голосования, 3 июня, станет контроль за выполнением международных стандартов избирательного права на территории Сирии. После того как голосование состоится, мы примем участие в разработке заключения по легитимности выборов.

— Известно, какие страны, кроме России, приглашены в качестве наблюдателей?

— За несколько дней до выборов Иран проведет встречу парламентов дружественных Сирии стран. На нее прибудут порядка 12 делегаций. Это Ирак, Алжир, Россия и страны Персидского залива. На этой встрече мы планируем обсуждать международное положение не только в регионе Ближнего и Среднего Востока, но и то, что происходит сегодня на Украине. После этого все участники встречи вылетят в Сирию, где получат статус международных наблюдателей.

— Сняты ли сегодня претензии по химическому оружию, которое находилось в стране?

— Вопрос о применении химического оружия правительственными войсками уже носит риторический характер. Сейчас уже четко можно сказать, что Асад не контролирует химическое оружие, поскольку все оно находится под международным контролем, в том числе России и США. Значительная его часть уничтожена, и этот процесс продолжается.

— Появилась информация, что в школах Сирии русский язык станет обязательным предметом, как вы это прокомментируете?

— Я об этом еще не слышал, но от всей души приветствую. Будущее Сирии, как это было в недалеком прошлом, связано с Россией. Это дает возможность сирийцам продолжать обучение в наших техникумах и университетах, получать высшее и среднее образование, приобщаться к нашей культуре.