Депутаты просят создать в Москве 80 новых зеленых зон

Депутаты Мосгордумы настаивают на полном запрете нового строительства в зонах, зарезервированных для создания особоохраняемых природных территорий
Мария Шаталова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Мосгордума просит мэрию придать 80 природным территориям столицы статус особоохраняемых природных территорий (ООПТ). Как рассказал «Известиям» руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, проверка зеленых зон, зарезервированных еще в 2005 году для создания ООПТ, показала, что на многих из них ведется капитальное строительство, а некоторые и вовсе находятся на грани уничтожения. А до тех пор, пока территориям не будет присвоен новый статус, депутаты просят ввести мораторий на любое строительство в зарезервированных зонах. Резолюция с этими требованиями была составлена в конце мая и направлена мэру, в столичную прокуратуру, профильные департаменты, а также в органы местного самоуправления.

— В соответствии с законом Москвы № 37 от 2005 года 88 зеленых территорий были зарезервированы, для того чтобы в будущем сделать их заповедниками, — пояснил Клычков. — Это своеобразный зеленый ресурс, легкие города, которым, однако, еще не успели юридически придать соответствующий природоохранный статус. Это еще не облагороженные зеленые зоны столицы, среди которых есть лесопарки, долины рек и даже отдельные рощи, овраги. Депутаты совместно с экспертами в сфере экологии провели проверку, которая показала ужасающую картину: за 9 лет из 88 зон статус ООПТ был присвоен только 8 территориям, про оставшиеся как будто забыли.

Так, например, в Хлебниковском (Лианозовском) лесопарке начали проектировать пути для маршрута скоростного трамвая, кроме того, готовятся к вырубке деревья для расширения Череповецкой улицы и строительства транспортно-пересадочного узла. От Жулебинского лесопарка в 2013 году отняли 1,5 га земли в рамках строительства развязки МКАД с Новорязанским шоссе, открытым способом ведется реконструкция нефтепровода, проходящего под территорией, в результате чего вырубаются деревья. В долине реки Сходня в Митино начинается строительство жилого комплекса на 1 млн кв. м.

По мнению депутатов, все эти действия были бы невозможны, если бы у территорий был статус ООПТ. Вместе с тем в таких условиях уже через несколько лет зарезервированные зеленые зоны потеряют свою экологическую ценность для города, поскольку будут практически уничтожены и придавать статус уже будет нечему.

Руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова отметила, что не только строительство на природных территориях, но и благоустройство негативно сказывается на их экологической функции.

Член общественного совета департамента природопользования Москвы, депутат Госдумы Максим Шингаркин отметил, что статус ООПТ зарезервированным для этого зонам действительно необходимо присвоить как можно скорее, однако без благоустройства этих зон не обойтись.

— На природных территориях, находящихся в городе, отдыхает большое количество людей, что естественно, ведь рекреация — это одна из функций зеленой зоны, — пояснил Шингаркин. — Именно из-за неизбежности воздействия человека природные территории необходимо благоустраивать, чтобы сохранить их. Так, если не создавать пикниковые зоны, например, люди всё равно будут разжигать костры, жарить шашлыки, но прямо в лесу, будет выжигаться почва, будет регулярно возникать угроза пожара. То же самое с устройством дорожек: на Воробьевых горах, например, в тех местах, где люди ходят по дорожкам, с растительным покровом всё в порядке, а там, где ходят по тропинкам, возникает истощение почв.

Как пояснили в столичном департаменте природопользования, статус территории, планируемой к созданию ООПТ, является даже более жестким в плане ограничений, чем статус земель, признанных ООПТ.

— На планируемых ООПТ любая градостроительная деятельность запрещена, тогда как в ООПТ, если получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, можно строить даже капитальные здания — преимущественно физкультурно-оздоровительного характера, — пояснили в ведомстве.

Сама схема развития ООПТ была разработана в 2004 году. По данным департамента, очень многие территории тогда включили в свои границы участки сторонних пользователей, чья деятельность не соответствует статусу ООПТ.

— Например, в часть границ Жулебинского лесопарка вошел летно-испытательный комплекс ОКБ «Камов», — сказали в департаменте. — В границы каких-то территорий попали склады, свалки, заправки и другие непрофильные объекты. Более того, по нашим данным даже из существующих, официально признанных ООПТ — а их в городе 17 тыс. га — не соответствуют своему назначению порядка 30% земель. Логика создателей схемы 2004 года ясна: они хотели побыстрее застолбить территории, чтобы там не началось строительство. Но сейчас со многими сторонними пользователями идут суды, компании отстаивает свои территории, и это также тормозит процесс придания статуса ООПТ.

В департаменте также добавили, что в случае с Лианозовским лесопарком строительство будет вестись по границам так называемых красных линий, в рамках улично-дорожной сети, которая по факту не является озелененной территорией.