Госкомпании хотят оставить без коммерческих тайн

Законодатели намерены открыть условия международных контрактов госкомпаний и госкорпораций для общественности и экспертов
Дмитрий Рункевич, Елена Малай
Фото: REUTERS/Alexei Druzhinin/RIA Novosti/Kremlin

В весеннюю сессию фракция КПРФ в Госдуме внесет на рассмотрение парламента законопроект, касающийся регулирования деятельности государственных компаний и корпораций. Планируемые поправки относятся к раскрытию информации об условиях международных контрактов российских и иностранных компаний. Законодатели хотят установить правила, которые обяжут госкомпании публиковать на своем сайте все условия и финансовые составляющие договоров с иностранными партнерами с целью не допустить подписания невыгодных для государства контрактов и сокрытия таких фактов. Законопроект, по мнению его авторов, также будет способствовать раскрытию случаев иностранного лоббизма.

В нижней палате парламента называют нонсенсом тот факт, что некоторые руководители госкорпораций и ОАО с контрольным пакетом, принадлежащим государству, пытаются, опираясь на коммерческую тайну, скрыть условия международных договоров, как будто они являются владельцами частных компаний.

Поводом для возмущения коммунистов стал майский контракт между «Газпромом» и китайским концерном CNPC — после его подписания глава российской компании Алексей Миллер отказался раскрывать цену на газ для восточных коллег под предлогом коммерческой тайны.

Только позже, сопоставив некоторые данные по договору, эксперты пришли к мнению, что цена для Китая составит порядка $350 долларов за 1 тыс. куб. м газа. При этом эксперты заметили, что с такими условиями государству придется опустить НДПИ до нуля. Позже вице-премьер Аркадий Дворкович в кулуарах Петербургского экономического форума подтвердил информацию, что правительство обнулит НДПИ для газа, поставляемого по контракту в Китай.

— Международные контракты госкомпаний — это очень актуальная тема для нас. В советское время в этом отношении был определенный контроль со стороны не только государства, но и силовиков. И если обнаруживалось, что контракт нам не выгоден и просматривался коррупционный элемент, то причастные к контракту лица несли серьезную ответственность, даже уголовную, — рассказал депутат от КПРФ Вадим Соловьев. — Сейчас эта система не работает, а объем международных контрактов вырос. Поэтому мы готовим законопроект по выведению условий международных сделок госкомпаний из статуса коммерческой тайны в формат открытой публикации на сайтах этих компаний, чтобы общественность и эксперты могли сами увидеть схему, по которой вращаются по сути бюджетные деньги.

Директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко рассказал «Известиям», что однозначной позиции по открытию условий международных договоров госкомпаниями — нет.

— С одной стороны, контроль нужен, поскольку кто-то может формировать условия сделок в частных интересах, а с другой — совет директоров вправе решать такие вопросы в частном порядке и не делиться данными, имеющими статус коммерческой тайны. Хотя, конечно, совет директоров отвечает за сделки материнской компании, а если контракт оформлен на дочерние предприятия, то там уже руководит только менеджмент компании, — сказал он. — Я считаю, что бороться с коррупцией в этом вопросе надо путем классических мер, а также более тщательным подбором лиц в совет директоров. Необходимо ориентироваться на репутацию и профессионализм кандидата в отношении характерной для госкомпании тематики. Кроме того, на мой взгляд, необходимо убрать из советов директоров чиновников и избавить их от директив, так как всё это тормозит развитие компаний и мешает работать профессионалам.

Пресс-секретарь компании «Роснефть» Михаил Леонтьев по поводу этой инициативы заметил, что все международные контракты и так проходят тщательную проверку со стороны государства, а публикация их деталей для общественного и экспертного обсуждения может только навредить компании.

— Я считаю это предложение абсурдным, поскольку все международные сделки госкомпаний осуществляются под четким руководством и контролем государства. Каждая сделка и ее условия утверждаются на собрании совета директоров, где главным акционером является государство, — рассказал он. — И, конечно, ответственность на нем. А публичное детальное полоскание и общественные обсуждения в данном случае не нужны. Напротив, эта система нивелирует право компании на коммерческую тайну и может только навредить.